Вы здесь

Тюнинг для внедорожников - как подготовить джип для офф-роуда

Как известно, одна из российских бед — плохие дороги, причем не только на загородных трассах, но и на улицах. Поэтому очень многие люди предпочитают покупать себе машины, предназначенные для бездорожья. Любой джип гораздо легче неполноприводных машин переносит выбоины в асфальте, «гребенку» на грунтовках, лужи и снежную кашу.

Охота или трофи-рейд?

трофи-рейдНо это только один плюс и одно полезное свойство внедорожников. Главным остается  то, для чего они предназначены — возможность добираться в самые глухие места, где вообще нет дорог. Но для этого иногда следует апгрейдить машину…

Итак, вы купили или собираетесь купить себе джип. Наверняка предварительно вы собрали о нем информацию и знаете, на что способен ваш новый мощный друг. И, конечно, прикидывали, для каких целей вы его будете использовать.

Одно дело — поездки из города в загородный дом или на дачу и охота или рыбалка где-то в ближайших окрестностях. Совсем другое — вылазки на дальние расстояния и в такие места, где вас ожидают болота, грязь, глубокие броды, каменные гряды и т.п. и просто невозможно проехать без множества изменений, которые  понадобится сделать в вашей машине.

Надо сказать, что далеко не каждый джип можно подготовить для подобных задач — для этих целей не годятся большинство «паркетников». Впрочем, из «Чероки» или «Нивы» можно сделать достаточно приличный внедорожный автомобиль.

Зато машина, которая подходит для внедорожного тюнинга, может стать настоящим вездеходом. На ней уже можно отправляться в непроходимую глушь и участвовать в серьезных внедорожных соревновaниях.

У будущего настоящего монстра бездорожья должна быть рама, способная выдерживать серьезные нагрузки и как минимум два крепких моста (как минимум — потому что некоторые умельцы ставят в свою машину и третий мост).

Для этих целей годятся следующие автомобили: «Дайхатцу Роки», "Сузуки-Самурай", «УАЗ», «Митсубиси Паджеро», «Вранглер», «Ленд Ровер Дискавери», «Мерседес-Гелендваген», «Тойота Лендкрузер», «Лендровер Дефендер», «Ниссан Патруль» и еще ряд других — это настоящие внедорожники. Преобразования в них потребуются только для подготовки к очень серьезному бездорожью. Все остальные препятствия они успешно преодолеют и без особых изменений. Впрочем, если вы используете эти мощные машины для не самых трудных поездок с друзьями на охоту или рыбалку, то все равно можно несколько улучшить их внешность.

Различные кенгурятники, пороги, дополнительные фары, решетки на фонари придадут машине более грозный и устрашающий вид. Только не стоит забывать, что некоторые преобразования автомобиля противоречат правилам ГИБДД.

Ни шагу без шакла

трофи рейд Рано или поздно любой обладатель серьезного джипа начинает задумываться о покорении настоящего бездорожья, а не жалких лужиц и небольшой грязи. О чем ему стоит позаботиться в первую очередь?

Прежде всего, необходимо купить лебедку. Не исключено, что для ваших поездок этого приобретения будет вполне достаточно, и дальнейший тюнинг просто не понадобится. В легких случаях можно обойтись ручными механическими лебедками, а для серьезных задач требуются электрические лебедки.

Прежде чем приобретать лебедку, необходимо определиться, для чего, собственно, она нужна. Для решения простых задач можно обойтись лебедками с низкой грузоподъемностью, а для участия, например, в трофи-рейдах в серьезных категориях требуется очень мощная лебедка. Кроме того, следует учитывать вес автомобиля. Для легких внедорожников типа «Сузуки Самурай» или «Дайхатцу Роки» подойдут лебедки грузоподъемностью от 1,7 до 3 тонн. Для средних автомобилей типа «УАЗ» или «Ранглер» — от 3 до 4,5 тонн, и для тяжелых «Ниссанов» или «Дефендеров» — от 4,5 тонн.

Кроме того, стоит озаботиться покупкой сопутствующих «аксессуаров», необходимых для безопасной и надежной работы лебедки: корозащитной стропой, блоками, стальными тросами-удлинителями, шаклами (скобами, предназначенными для крепления буксирного троса и блоков).

Помимо покупки лебедки желательно сделать дополнительные силовые обвесы, например, поставить силовые подножки, необходимые для того, чтобы вытаскивать машину из грязи при помощи реечного домкрата. Но надо сказать, что данный шаг несколько понижает проходимость машины. Также можно модернизировать передний и задний бамперы, чтобы максимально увеличить углы съезда и выезда — для облегчения маневров машины в оврагах или глубоких ямах.

Естественно, что требуется обзавестись и самим реечным домкратом — хай-джеком (Hi-Jack). Это специальный домкрат для бездорожья, который способен поднимать машину из самой глубокой грязи, а, кроме того, может использоваться как пресс.
Помимо хай-джека обязательным аксессуаром настоящей внедорожной машины являются сенд-траки (sand-track) — плиты из гнутого алюминиевого или стального профиля. Они подкладываются под колеса при прохождении заболоченных и песчаных участков.

«Лифтинг»

прототип трофи рейдЛюди, всерьез заболевшие бездорожьем, не останавливаются на этом, и продолжают модернизировать свой джип. Болотистую почву, камни, ручьи нельзя преодолеть с низким дорожным просветом, и потому увеличение клиренса своего автомобиля — одна из главных задач настоящих джиперов.

Для этого необходимо поставить колеса большего диаметра. Но тут есть нюанс — большинство машин не предназначено для настоящих «бездорожных» колес. Поэтому требуется отлифтовать машину. Существует два способа лифтовки. Первый — поднять кузов над рамой, второй — увеличить зазор между рамой и подвеской. Если вы собираетесь использовать машину для повседневной езды, то рекомендуется выбрать только один из двух способов лифтовки. Но если вы готовите свою машину исключительно для бездорожья, то здесь пригодятся оба способа.

Итак, первый способ: для того, чтобы лифтануть кузов, необходимо подсчитать, каким количеством болтов он крепится к раме (обычно их двенадцать), а затем приобрести необходимое количество комплектов для лифтовки, куда входят более длинные болты с соответствующими проставками. Интересно, что раньше, до обилия запчастей в магазинах, джиперы в качестве проставок использовали обычные хоккейные шайбы (по две штуки на болт) с просверленными по центру отверстиями, и этот «лифтинг» успешно служил многие годы.

Однако, лифтуя кузов, не стоит забывать, что одновременно вы изменяете первоначальное положение всего, что к нему крепится, то есть рулевой колонки, главного тормозного цилиндра и многого другого, а потому необходимо будет удлинять рулевую колонку, тормозные шланги и тяги.

Другой способ — лифт подвески. Если ваша подвеска пружинная или торсионная, то все будет достаточно просто — установка проставок или чуть более длинных пружин заметно увеличит клиренс. Для автомобилей с рессорной подвеской приходится применять более сложный способ лифтовки, так называемый «спринг овер» — установка рессор поверх мостов. Без профессионального набора инструментов, сварки, а главное — «золотых» рук тут не обойтись.
Завершающим этапом будет подборка резины с мощными грунтозацепами и защитой от боковых порезов.

Машина, которая подверглась очень сильной лифтовке, в среде джиперов называется Биг-фут (Big-Foot). Надо ли говорить о том, что ей не страшны никакие препятствия. Кроме всего прочего, требуется озаботиться установкой дополнительных защит — для рулевых тяг, картера двигателя, трансмиссии, карданов.

По воде и суше

трофи рейдТем, кто хочет преодолевать глубокие водные преграды, придется основательно «гидроизолировать» свою машину. Но зато результат будет этого стоить — настоящий внедорожник способен двигаться в воде, которая достигает практически крыши автомобиля (при этом следует учесть опасность отравления угарным газом). Для того, чтобы джип стал «подводным», следует установить шноркель (внешний воздухозаборник), сделать вывод вентиляции мостов (поднять повыше сапуны), коробки, двигателя и загерметизировать электропроводку.

Надо сказать, что все вышесказанное в большей степени относится к машинам, предназначенным для преодоления грязи и участия в трофи-рейдах. Если вы хотите ездить в дальние экспедиции или в ралли-рейды, то здесь подготовка автомобилей идет немного по другому пути. В этом случае важны скорость и мощность, а не проходимость. Поэтому на машину устанавливаются специальные пружины, сдвоенные спортивные амортизаторы. Колеса для этих задач тоже требуются другие — более узкие, с особым рисунком протектора. Двигатель дорабатывается в сторону увлечения мощности, а вес автомобиля максимально облегчается. Помимо того, что из салона удаляется все «ненужное», часто некоторые детали кузова заменяются на другие, изготовленные из более легких материалов, например, карбона.

Для дальних поездок требуется и более большой и многофункциональный багажник, в котором поместится все необходимое.

Кстати говоря, для любых внедорожников, предназначенных и для обычной рыбалки, и для трофи или ралли-рейдов проблема размещения необходимых в дороге вещей является основной. А настоящему джиперу требуется уложить в машину очень многое: лопаты, топоры, бензопилы, домкраты, тросы, огнетушители и т.д. Поэтому очень серьезное место во внедорожном тюнинге занимает работа по обустройству салона и багажника автомобиля. У каждой вещи должно быть свое место, и у тех, кто подошел к этому делу ответственно, все под рукой и ничего не болтается по салону. И смело можно отправляться в путь!

Об авторе:

Наталья Трубиновская - исследователь, редактор «Хронотона». Почта: trubinovskaya@yandex.ru

Ищет следы працивилизаций, снимается в качестве эксперта на ТВ, пишет статьи. На нашем сайте вы можете прочесть и посмотреть видеоотчеты об экспедициях в Египет, Италию, Кипр, Индию, Крит, на Урал, Заполярье и т.д.

Все статьи Натальи Трубиновской

Поделитесь своим мнением: