Вторую неделю Уолтер Оуэн Бентли сидел дома. Даже в гости не выехать — продано все, включая автомобиль. 30-й год, кризис, Великая Депрессия, денег не осталось ни цента, что тут можно добавить? Теперь общение его с друзьями и бывшими партнерами сводилось лишь к редким телефонным звонкам, да еще посредством супруги, аккуратно посещавшей места, где собирался мало-мальски значимый в деловом мире бомонд.
Тяга к железу
С одного такого приема она и принесла мужу свежую новость: компанию «Bentley Motors Ltd» покупают, и ни кто-нибудь, а злейший конкурент — «Rolls-Royce». Правда, на довольно выгодных условиях: с выплатой всех долгов компании и правом бывшего владельца сохранить за собой рабочее место инженера.
— А когда-то все так хорошо начиналось...
— Нет, начиналось все еще лучше — прервал супругу Бентли — когда я мальчишкой работал кочегаром на паровозах, вот это было время! А мои авиадвигатели? За их разработку я после войны получил целых 9 тысяч фунтов! Хватило на то, что бы построить собственный автомобильный завод, ну-у-у… почти хватило. «Bentley Motors»! Хотя теперь, оглядываясь назад, я с большим удовольствием остался бы рабочим в паровозном депо...
— У тебя всегда была тяга к громоздкому железу — парировала жена. - Помнишь, как в Ле-Мане Энцо Феррари назвал твои машины «быстроходными грузовиками»?
Ле-Ман... С 1927-го по 1930-й годы в величайших гонках, где на старт выходят сотни экипажей, к финишу всегда первыми прибывают 6,5-литровые Bentley Speed Six. Феррари просто позавидовал, ему подобный успех (четыре победы подряд) светил не раньше, чем через 30 с лишним лет…
Начало банкротства
Гонки — отличный пиар, и Уолтер Бентли понял это одним из первых. Покупают тот автомобиль, который побеждает. И эта механика прекрасно работала, пока Америку, главного «потребителя» дорогих, мощных авто, а следом за ней и Европу не потряс очередной кризис…
А тут еще сэр Генри Р.С.Биркин, или как его звали друзья, Тим, член клуба Bentley Boys, баронет, мальчишка, гонщик, которому вечно не хватало остроты ощущений, уговорил Бентли перед очередными соревнованиями поставить на автомобили турбокомпрессоры.
Уолтер не терпел насилия над двигателем, его машины побеждали надежностью, но тут поддался на уговоры, и что же? Снабженный компрессором двигатель через несколько кругов буквально развалился на части, автомобиль так и не дошел до финиша. Это был позор! И начало банкротства «Bentley Motors Ltd»…
Начиная с 1931 года, на десятки лет эмблема «Bentley» скромно сложила свои крылья под двумя большими «R». Автомобиль потерял «лицо», он стал таким же как «Роллс-Ройсы», только те строились «для пассажира», а «Бентли» — «для водителя»...
«Green hornet»
...В августе 1971 года Уолтер Оуэн Бентли тихо умер... Паровозный кочегар, автогонщик, гениальный конструктор звездоподобных авиадвигателей, чьи разработки, начиная еще с Первой мировой, используются до сих пор. И по странному стечению обстоятельств в том же году компанию «Rolls-Royce» настигает банкротство… Однако британское правительство не дало сгинуть великим именам, давно ставшим национальным достоянием и выкупило фирму.
Но в 1998 году, когда компания «Rolls-Royce» вновь попала в передрягу, ее стали рвать между собой на части «Volkswagen» и «BMW». В результате сложных договоренностей, под капот ставшего «народным» «Bentley» вплоть до 2003 года ставились баварские моторы, но вскоре «Volkswagen» «выдавила» конкурента и «Bentley» вновь расправила свои крылья.
Сейчас «Bentley» по продажам ощутимо обгоняет «Майбахи» и «Роллс-Ройсы». А шикарное купе «Bentley Brooklands» стоимостью 450 тыс. евро, едва успев выйти на рынок, обрела своих поклонников.
Когда-то окончательно сгубившая фирму модель «Bentley blower» с установленным против воли Патрона компрессором, («blower» — «нагнетатель») под названием «Green hornet» («Зеленый шершень») сейчас напротив сказочно обогащает своих владельцев. В 2007 году зеленый гоночный Bentley 4-Liter, выпущенный в 1931 году в количестве 43-х экземпляров, был продан с аукциона за 4 млн. 510 тыс. долларов.
- 6065 просмотров