Вы здесь

Джульетта Мазина - трагическая клоунесса

Она не любила шумных приемов, роскошных нарядов, блеска кинематографической богемы. Она считала себя некрасивой и утверждала, что норковые шубы и бриллиантовые колье не сделают ее  прекрасной.  Джульетта Мазина жила совсем другим — своей любовью и своей болью, а у зрителей замирало сердце, когда она видели ее беззащитную улыбку сквозь слезы…

Роль зайчика

джульетта мазинаДжулия Анна Мазина родилась 22 февраля 1921 года в небольшом городке  Сан-Джорджо ди Пьяно неподалеку от  Болоньи. Интересна история любви ее родителей. Талантливый виолончелист Жетано Мазино встретил девушку по имени Летиция, которую он безумно полюбил. Но ее родители соглашались выдать дочь замуж при условии, что Жетано перестанет заниматься музыкой и найдет себе другую, более «достойную» профессию. Их дочь должна жить в достатке и в спокойствии, а не прозябать среди нищей богемы…

Влюбленный молодой человек согласился и отправился искать себе новое место. Всю свою жизнь он проработал кассиром на фабрике, и хотя очень любил жену, навсегда осталась в нем печаль по утраченному прекрасному миру искусства…

Он передал эту тягу по наследству своей дочери. С самого раннего детства Джулия любила лицедействовать, устраивать маленькие спектакли. Позже девушка участвовала в самодеятельности, даже вела детские радиопередачи —  ее проникновенный и завораживающий голос полюбился слушателям. Но не меньше актерства Джулия любила читать, что определило выбор будущей профессии. После школы Мазина поступила на филологический факультет Римского университета, где получила диплом преподавателя литературы.

Однако за время учебы Джулия поняла, что главное ее призвание — театр, лицедейство, и решила посвятить себя именно этой профессии.

Хрупкая девушка с огромными глазами играла на детских утренниках роли маленьких фей, белочек, зайчиков. Никто не подозревал, что Джулия — мощная трагическая актриса, способная сыграть всю гамму человеческих чувств и переживаний и что ей самой придется пережить немало горя и разочарований…  

Встреча на радио

джульетта мазина и феллиниВ 1943 году произошло событие, навсегда изменившее и предопределившее жизнь двух великих людей. Джулия Мазина встретила Федерико Феллини — юношу, который был всего на год старше, и навсегда превратилась в Джульетту — именно он так назвал свою единственную любимую женщину.

Знакомство произошло на радио — Мазина играла главную роль в радиоспектакле «Чико и Поллина», сценарий которого написал молодой репортер и художник-карикатурист Феллини. Прежде чем  юноша увидел свою Джульетту, он влюбился в ее чудесный голос.

«Я познакомился с ней, когда ее назначили на главную роль в моей радиопостановке, а она стала звездой всей моей жизни», — говорил Феллини. И добавлял: «Она была такая маленькая и нуждалась в моей заботе. Она была невинная, доверчивая, нежная, очень хорошая. Я руководил ею. До этого никто никогда не зависел от меня так сильно. Я влюбился в собственное отражение в ее глазах».

Поженились они уже через несколько месяцев, немало шокировав окружающих.  Бракосочетание состоялось на квартире у тетки Джульетты, обряд совершал священник-сосед — молодой новобрачный опасался шумной церемонии в церкви, так как в то время скрывался от армейской службы в армии Муссолини.

Хотя окружающие и предрекали, что этот ранний брак вскоре распадется, но любовь Федерико и Джульетты выдержала все испытания.

Феллини позже писал: «Когда люди женятся в двадцатилетнем возрасте, они взрослеют вместе (хотя Джульетта на протяжении нашей совместной жизни не раз говорила мне, что я совсем не повзрослел), тогда они не только любовники, не только муж и жена, но и брат и сестра. Иногда я был отцом по отношению к Джульетте, иногда она мне матерью».

Удар судьбы

джульетта мазина и феллиниИм приходилось быть отцом и матерью друг для друга, потому что судьба им преподнесла жесткой удар, лишив возможности быть родителями

Вскоре после свадьбы Джульетта забеременела. Они были бедны, не имели жилья, вокруг гремела жестокая война, но оба испытывали огромное счастье от ожидания ребенка — Джульетта потому, что всегда мечтала о детях, а Федерико — потому что его любимая светилась от радости. «Я стремился к тому, чтобы Джульетта была счастлива, и раз для нее рождение ребенка счастье, значит, это счастье и для меня. Такая перемена в нашей жизни немного страшила, но мы оба с нетерпением ждали рождения малыша».

Но вскоре случилось страшное — Джульетта упала с лестницы и потеряла ребенка. Они оба тяжело переживали трагедию, но спустя несколько месяцев врачи сообщили молодой женщине, что она опять ждет ребенка. Феллини и Мазина вновь начали мечтать о радостной будущей жизни. «Мы не думали о войне, хотя положение на фронте было все хуже, или о том, как я буду добывать деньги для нас троих. Мы думали только о нашем малыше. В воюющей Италии мы по-прежнему оставались почти детьми».

Маленький Федерико благополучно родился, но спустя две недели умер… Он остался живым, если бы появился на свет в мирное время — в воюющей Италии не хватало даже необходимых вещей, и двум нищим родителям не на что было купить дорогие и остродефицитные лекарства…

А потом произошла еще одна страшная вещь — врачи сообщили, что Джульетта больше никогда не сможет иметь детей. Феллини писал: «Наш сын оставался с нами достаточно долго, для того чтобы мы узнали его и поверили в его существование. От этого Джульетте было еще тяжелее: она всегда мечтала быть матерью. Трудно представить, что она испытала, когда ей сказали, что теперь это невозможно».

Но эти страшные, пережитые вместе, трагедии навсегда связали Феллини и Мазину: «Ушедший ребенок связал нас в каком-то смысле крепче, чем сделали бы это живые дети. Мы старались не говорить о нашей потере. Было слишком больно. Но его присутствие, или, точнее, его отсутствие, мы постоянно ощущали».

Но они оба избегали разговоров на эту тему, хотя окружающие часто пытались выразить им свое сочувствие. Феллини говорил: «Когда меня спрашивают, есть ли у меня дети, я всегда отвечаю кратко и быстро: “Нет. Мои картины — вот мои дети”. Так я отделываюсь от дальнейших расспросов и закрываю тему, которую я не люблю обсуждать. Даже теперь, когда прошло много лет, такие разговоры ранят, вызывая в памяти то тяжелое время».

Добрая фея

джульетта мазина и феллиниНе испытав родительского счастья, они оба пытаются найти в жизни другие опоры — любовь друг к другу и искусство. После войны Феллини и Мазина познакомились со знаменитым режиссером Роберто Росселини. Именно Джульетта сумела завязать дружеские отношения с гением итальянского кино. Вскоре Феллини получил приглашение поучаствовать в съемках следующей картины мастера, после чего начал самостоятельный творческий путь.

Режиссер и актриса во всем помогали друг другу. Джульетту часто называют женщиной, создавшей великого Феллини — таким огромным  было ее влияние на него, но и он создал великую Мазину. Она снялась всего в нескольких картинах своего мужа, но каждая из них стала шедевром, получила все мыслимые и немыслимые призы. Ее сравнивали с Чарли Чаплином в женском платье, трагической клоунессой  — она умела рассмешить и тут же заставить плакать…

Режиссер говорил: «Я всегда испытываю некоторое затруднение, когда приходится говорить о Джульетте как об актрисе: мне трудно оценить ее мастерство в отрыве от ее личности. Наши жизни переплелись очень давно, и все же, говоря с журналистами, я понимаю, что, попытайся я перевести в слова то, какую именно роль она сыграла в моем творчестве, я скажу им нечто такое, чего никогда не говорил ей самой. Она не только вдохновила меня на создание фильмов «Дорога» и «Ночи Кабирии», но и всегда оставалась в моей жизни маленькой доброй феей. С нею я ступил на особую территорию, которая стала моей жизнью, территорию, которую без нее я, возможно, никогда бы и не открыл»…

Они прожили вместе полвека, став за это время культовыми фигурами мировой культуры, создавшие новое направление в кинематографе. И все эти годы любили друг друга.

Феллини незадолго до смерти говорил: «Я всегда любил в Джульетте ее неиссякаемый оптимизм. Она никогда не теряет надежды. Иногда она живет словно в волшебной сказке, но если враги нападут на ее сказочное королевство, она будет сражаться, защищая его, как рыцарь, а не лить слезы, как несчастная девица. Чтобы обрести веру, мне достаточно было обратиться к Джульетте. Может быть, поэтому у меня никогда не возникало потребности в формальной религии. В моей жизни ее место занимала Джульетта».

Такое же место в жизни Мазины занимал и Феллини. После его смерти в октябре 1993 года, Джульетта все время повторяла «Без Федерико меня нет». Спустя 5 месяцев, 23 марта 1994 года, она умерла. Джульетту похоронили рядом с мужем, в склепе на кладбище его родного городка Римини.

А киноманы всего мира до сих пор покупают коллекционные фильмы Федерико Феллини и наслаждаются работой мастера и великолепной игрой его жены, сумевших обессмертить на экране свою любовь…

 

Наталья Трубиновская - исследователь, редактор «Хронотона». Ищет следы працивилизаций, снимается в качестве эксперта на ТВ, пишет статьи об артефактах и технологиях прошлого. На нашем сайте вы можете прочесть и посмотреть видеоотчеты об экспедициях в Египет, Италию, Кипр, Крит, на Урал, Заполярье и т.д.

Почта: trubinovskaya@yandex.ru  Skype: journal-chronoton

Самые актуальные новости: