Вы здесь

«Duesenberg» — «американский мерседес»

Константин Федоров

Практически любой современный автомобиль «Дюзенбергу», что называется, «по пояс», причем и в прямом и в переносном смысле. «“Дюзенберг” может обогнать только “Дюзенберг” — и только с разрешения водителя первой машины» — так утверждала реклама 30-х годов, «золотого века» автомобилестроения и, хотя это и нечасто случается, утверждала справедливо.

А что вы хотите? 8-ми цилиндровый двигатель длиной в полтора метра, объемом почти 7 литров, развивая мощность в 320 «лошадок», легко разгонял 2,5-тонный кузов до 160-ти км в час на второй передаче за 17 секунд, и до предельных 209-ти — на третьей, она же прямая и последняя. Стоимость отдельных моделей «Дюзенберга» доходила до 25 тысяч долларов. Мало? Не будем забывать, что это — 30-е годы прошлого века, когда «форд» можно было приобрести за 400-600 долларов, а самый «навороченный» «кадиллак» стоил максимум 6-7 тысяч «баксов».

 «Duesenberg»

Но хватит цифр, перейдем к фактам. Когда в конце 20-х годов миллионер Эрретт Корд решил создать собственную автомобильную империю, он не смог спокойно пройти мимо небольшой американской фирмы «Duesenberg Motors Co» — собственности тевтонских братьев Дюзенберг: Фридриха и Августа. Братья были замечательными инженерами-двигателистами — к тому времени их моторы ставились на большую часть гоночных автомобилей Америки.

Попутно они с истинно немецкой основательностью и педантизмом конструировали двигатели для тракторов, самолетов, скоростных катеров, сами участвовали в автогонках… Вот только успешно торговать своим мастерством ни Фред, ни Оги так и не выучились и потому, несмотря на блестящие инженерные способности отцов-основателей, сама фирма тихонько шла ко дну.

Корд оценил встречу по-своему: он быстро прибрал к рукам и «Duesenberg Motors» и неспешных тевтонов, а чтобы ребята не заскучали от такой оперативности янки, поставил перед ними потрясающую задачу: создать «самый лучший в мире автомобиль!» Вот так, не больше и не меньше.
— Деньги? — не имеет значения. Материалы? — на ваш выбор. Время? Времени всегда мало, но у вас оно пока еще есть, так что — дерзайте.

 «Duesenberg»

И вот сейчас, разглядывая «Duesenberg SJ» 1935 года выпуска (кстати, только за «просто посмотреть» придется заплатить неслабые деньги), в голову первой приходит мещанская фраза: «Умели же люди строить».

С двигателем мы уже кратко ознакомились. Следует только добавить, что множество его деталей было изготовлено из алюминия, для «ускорения» с боку стоял мощный центробежный нагнетатель (о его присутствии говорят шикарные хромированные трубы, торчащие с правой стороны капота) а системами смазки и прочим управлял… компьютер. Сложнейший и довольно точный механический арифмометр с немыслимым количеством шестеренок через положенный пробег включал подачу смазки к трущимся деталям, «сообщал» водителю посредством световых сигналов о необходимости замены масла в самом двигателе или о скорой «заправке» электролитом аккумулятора.

 «Duesenberg»

Что касается салона… кожа, шелк и бархат, слоновая кость, серебряные и золотые украшения, мозаичные панно и отделка из ценнейших древесных пород — не автомобиль, а дворец магараджи. Огромные кузова по желанию заказчика могли быть как многоместными (по типу лимузина) так и одноместными. В последнем случае сиденье водителя располагалось четко посередине.

В дополнение ко всему Корд беззастенчиво заявлял, что дает на «Дюзенберги» пятнадцатилетнюю гарантию.

Слово свое Корд не сдержал — его «империя» продержалась всего 11 лет. Однако из 35-ми выпущенных «Duesenberg SJ» три десятка отлично сохранились и стоят сейчас бешеных денег. Достаточно сказать, что ярко-желтая модель под названием «мормонский метеор» изготовленная в свое время по заказу губернатора штата Юта, была недавно продана на аукционе за 4,4 миллиона долларов.

Автор:

Константин Федоров - постоянный автор "Хронотона". Живет в Петербурге. Журналист, путешественник, исследователь. По образованию - океанолог, всегда мечтал о морях и океанах и часто пишет на морскую тематику. Другие любимые темы - животные, новости науки, и, конечно, тайны прошлого.

Все статьи Константина Федорова