Вы здесь

Королевские слоны Этторе Бугатти

Первое место в  списке дорогих автомобилей занимает «Бугатти Вейрон». Мощность его двигателя свыше тысячи лошадиных сил, а стоимость - один миллион сто девяносто две тысячи долларов. Несмотря на то, что родоначальник знаменитой фирмы Этторе  Бугатти скончался много лет назад, его имя по-прежнему является синонимом скорости, мощности и запредельной цены…

Несостоявшийся художник

этторе бугаттиКарло Бугатти, отец будущего конструктора «королевских» автомобилей, к технике не проявлял никакого интереса. Будучи довольно широко известным в Европе художником, резчиком по дереву и позолотчиком, Бугатти-старший желал, чтобы и его сыновья выражали себя в искусстве, а не «ковырялись в железках».

Даже своего первенца Карло назвал Рембрандтом. Рисовал новоявленный Рембрандт очень неплохо, правда, всемирно известным художником не стал, однако в последствии ярко проявил себя как скульптор.

Но даже если бы второго сына, появившегося на свет 15 сентября 1881 года, назвали, скажем, Рафаэлем, вряд ли в его жизни что-нибудь изменилось. Тяга к автомобилям появилась у Этторе задолго до совершеннолетия. Уже в семнадцать лет он самостоятельно сконструировал свою первую «самобеглую коляску», которая, несмотря на целую кучу технических недостатков, внезапно завоевала серебряную медаль на выставке в Милане.

Удача воодушевила молодого конструктора. А еще больше воодушевила материальная поддержка ценителя автомобилей графа Гюнелли. Благодаря ей, Бугатти за два года строит новый автомобиль, учитывая при этом ошибки, допущенные в первой модели, получает на этот раз на выставке золотую медаль и массу предложений сотрудничества от различных компаний.

Рождение «Бугатти»

бугатти первые машиныЗа короткое время Этторе успел перепробовать себя во множестве автомобильных фирм Европы. Он работал на «Изотта-Фраскини», строившей гоночные автомобили и шикарные авто для богатых. В списке его работодателей есть и «Пежо», для которого Бугатти сконструировал очень популярный в то время «народный» автомобиль, получивший смешное название «Бебе».

Отважный водитель из романа «Золотой теленок» Адам Козлевич утверждал, что его «Антилопа гну» построена фирмой «Лорен Дитрих». Если герой Ильфа и Петрова прав, то не исключено, что и к этой машине прикасалась рука мастера — некоторое время Бугатти сотрудничал с «Дитрихом».

Трудясь на других, Этторе находил время и для своих разработок. В конце 1908 года он начал строить в подвале собственного дома очередной автомобиль, кузов, раму и двигатель которого Бугатти придумал сам. Несмотря на довольно забавную форму кузова, (машина была очень похожа на ванну), автомобиль получился вместительным, легко управляемым и развивал скорость девяносто километров в час.

1909 год стал переломным в жизни Бугатти. Во-первых, 15 января у него родился сын, названный Джанроберто Мария Карло Бугатти, который в последствии станет замечательным помощником отцу в работе над  автомобилями. Во-вторых, тридцатилетний Этторе пришел к твердому выводу, что надо заканчивать работу «на чужого дядю» и пора уже открывать свою собственную фирму по производству автомобилей. К этому моменту «ванна», получившая название «type 10» уже готова. Бугатти посадил в автомобиль свою семью и отправился на поиски наиболее подходящего места для закладки нового завода.

Спортивные победы

этторе бугаттиТакое место отыскалось довольно быстро. В Эльзасе, в городке Мольсхейм Этторе прибрел здание бывшей красильни, завез необходимое оборудование, нанял несколько рабочих и открыл, что называется, самостоятельный бизнес.

В первую очередь переработке подвергся ваннообразный «type 10». Родившийся в результате этого гоночный автомобиль под названием «тип 13» получился настолько удачным, что Бугатти выпускал его без особых изменений в течение последующих шестнадцати лет.

Эта машина, занявшая в 1921 году в конкурсе «Гран-При» в Бресте четыре первых места, принесла фирме Бугатти первую славу и почести. Пришедшая на смену «тринадцатой» модель «type 35» с 1924 по 1927 год одержала около двух тысяч побед в самых знаменитых гонках мира. На «тридцать пятой» завоевывали первые места такие известные гонщики как Хирон, Варзи, Дрейфус и де Вискайя. Конкурентов у этой машины не было.

Но спортивные победы, которые играючи доставались автомобилям Бугатти, уже не волновали их создателя так, как в дни его юности. На заводе Этторе работала тысяча человек, и Патрон, как уважительно называли его подчиненные, готовился к осуществлению своей главной идеи: постройке самого мощного, красивого, быстрого и, как следствие, самого дорогого автомобиля в мире.

Королевские слоны

эмблемаТаким автомобилем стал сконструированный в 1927 году «type 41», получивший название «Ройял» — «Королевский». Его характеристики способны потрясти до глубины души любого современного автолюбителя. Объем двигателя «королевского» монстра составлял 15 литров, емкость бензобака — 191 литр, при этом автомобиль расходовал от 40 до 50 литров бензина на сотню километров. Гигантский двигатель требовал 23 литра масла и 68 литров воды для системы охлаждения.

При всех этих сумасшедших потребностях «Бугатти ройял» легко, на второй передаче разгонялся до скорости 150 километров в час, а максимальная скорость автомобиля была 180 километров в час. Салон машины отделывался безумно дорогой кожей и красным деревом; колеса авто имели диаметр около метра, а спицы на колесах изготавливались из рояльных струн. Чтобы остановить этого монстра, использовались полуметровые тормозные барабаны.

Решетку радиатора автомобиля украшал вставший на дыбы слон, созданный братом Этторе — Рембрандтом. Цена, которую назначил Бугатти за свое творение, в два-три раза превышала стоимость самого шикарного для того времени «Роллс-Ройса».

Естественно, что желающих приобрести такую машину находились считанные единицы. Но Этторе и не ожидал большого наплыва покупателей. Его автомобили предназначались для исключительно богатых людей: миллиардеров, артистов с мировым именем и лиц королевской крови.

Первоначально Бугатти планировал изготовить двадцать пять «королевских» машин, но из ворот его завода выехало всего шесть моделей. Причем ни одна из них так и не попала в «конюшню» какого-нибудь монарха. Единственный высокородный клиент Бугатти — испанский король Альфонс XIII, так и не дождался обещанной ему «сорок первой» — монарха свергли раньше, чем автомобили поступили в продажу.

Провал «Королевских бугатти»

машина бугатти«Ройялы» со слонами на капоте не принесли счастья и удачи ни создателю, ни своим хозяевам. Верой и правдой семейству Бугатти прослужил только автомобиль с кузовом «Купе-Наполеон».

Такое название дал машине сын Этторе, дизайнер Жан, «срисовавший» заднюю часть кузова с кареты, на которой Наполеон покидал поле битвы у Ватерлоо. Семейство Бугатти умудрилось во время войны спрятать автомобиль от немцев, но вынуждено было продать его в 1963 году.

Первым заказчиком, получившим свой «Ройял» в 1932 году, стал французский кутюрье миллионер Арман Эндерс. Эта машина проектировалась без фар — Эндерс никогда не ездил в темноте. Оригинальный кузов машины был уничтожен бомбой во время Второй мировой войны, но в последствии восстановлен.

На одном из «Ройялов» Бугатти ездил сам и вскоре попал в аварию, заснув за рулем. Патрон не пострадал, но кузов пришлось изготовлять заново.

Еще один «Королевский бугатти» приобрел мюнхенский психолог доктор Йозеф Фукс. Доктор обожал путешествия и умудрился доехать на своей машине до Китая, а затем перевез ее морем в Америку. В США Фукс по неосторожности загубил двигатель (забыл слить воду из системы охлаждения) и бросил автомобиль в Нью-Йорке.

После войны машина стала собственностью вице-президента Дженерал Моторз Чарльза Чейна. В 1956 году он передал раритет в музей Генри Форда.

В 1939 год стал трагичным для Бугатти: в автомобильной катастрофе погиб Жан — его любимый сын и замечательный автомобильный дизайнер.

Можно сказать, что именно «Королевский бугатти» стал косвенной причиной смерти и своего создателя. Осенью 1947 года, во время поездки в Париж на одном из своих открытых «Ройялов», он простудился, болезнь начала прогрессировать и Этторе Бугатти скоропостижно скончался в возрасте 66 лет.

В 1951 году в Мангейме попытались возродить фирму «Бугатти», но затея провалилась. Только в 1999 году концерн «Фольксваген», выкупивший право использовать знаменитую марку, начал поштучно выпускать модель «Бугатти Вейрон», которая с тех пор уверенно занимает первые места по параметрам скорости, мощности и запредельной цены…

Константин Федоров

Автор:

Константин Федоров - постоянный автор "Хронотона". Живет в Петербурге. Журналист, путешественник, исследователь. По образованию - океанолог, всегда мечтал о морях и океанах и часто пишет на морскую тематику. Другие любимые темы - животные, новости науки, и, конечно, тайны прошлого.

Все статьи Константина Федорова

Поделитесь своим мнением: