Вы здесь

Экспедиция к мегалитам Индомана. Часть первая

Мы вернулись из экспедиции к загадочным мегалитам Индомана. Экспедиция получилась очень насыщенной, интересной и местами очень суровой. Причем я думала, что сложности нас будут ждать на месте назначения – в полузаброшенной деревне Большая Чаготма, где находятся мегалиты, но самым сложным и даже страшным оказался первый день.

План экспедиции был такой – 20 сентября выезд из СПБ – перегон до Вытегры, ночевка. 21 сентября – перегон до деревни Большая Чаготма, поиски мегалитов, ночевка в Липином Бору. 22 сентября – по обстоятельствам. Если мы не найдем мегалиты, то снова их поиск, если найдем – то изучение Вашкинского района, Белозерск и т.д. А 23 сентября, в понедельник, возвращение обратно через Вытегру.

Но перед отъездом у нас произошло небольшое пополнение состава – в путь должны были отправиться я (редактор «Хронотона» Наталья Трубиновская) и оператор Наталья Михайлова – на заслуженном, прошедшем несколько трофи-рейдов  внедорожнике «Сузуки-Самурай».

трубиновская трофи рейд ладога

Именно на знаменитом трофи-рейде «Ладога» мы с Натальей и познакомились в 2008 году.

Но буквально перед отъездом мой сын Александр предложил отвезти нас на своем «Крайслере-Себринг». «Самурай» прекрасен на бездорожье, но на трассе больше 70 км в час не держит, поэтому мы решили все же отправиться на «Крайслере» - и вообще, чем больше народа, тем веселее.

Мы подумали, что доедем до поворота на Большую Чаготму, оставим там машину и дойдем пешком до деревни, потому что наверняка с дорогой там все плохо, и "Крайслер" не доедет. Зато между населенными пунктами будем перемещаться быстро, удобно, с комфортом.

Правда, план экспедиции пришлось немного менять, чтобы вернуться в Петербург 22 сентября, в воскресение – потому что Александру в понедельник на работу. Кстати, он работает инженером на Балтийском заводе, куда мы недавно ходили на спуск атомного ледокола "Урал" (видео).

Итак, мы отправились в путь. Сначала, как говорится, «ничто не предвещало беды». Рано утром 20 сентября мы выехали из Санкт-Петербурга, постояли в обычной пробке перед выездом на Мурманское шоссе и на самой Мурманке.

въезд на мурманскую трассу.

И бодро покатили в сторону Вытегры, где у нас была запланирована ночевка в гостинице. Расстояние до нее от дома - всего около 410 км, Яндекс оптимистично показывал, что на месте назначения мы будем примерно через 5 с половиной часов, и мы в боевом настрое и с хорошим настроением покатили по хорошей ровной дороге.

По пути, так как времени у нас было в запасе много, мы решили заехать в пару мест. Первым была замечательная деревня Мандроги в Подпорожском районе, о которой  я еще обязательно расскажу отдельно. Это красивейшая деревня на берегу Свири, в которой возрождают традиционные русские ремесла. Причем все мастерские находятся в старинных отреставрированных домах, привезенных из Ленинградской и Вологодской области.

деревня мандроги

деревня мандроги

деревня мандроги

деревня мандроги

деревня мандроги

 После деревни мы остановились перекусить на берегу небольшого озера – котлетами «Северными». Я их жарю перед дорогой именно на север – об этом можно прочитать в Живом Журнале, где я рассказывала об экспедиции в Заполярье - "В один мой день от Белого до Баренцева моря".

привал

После еды мы еще бодрее покатили дальше. У нас было запланировано сделать небольшой крюк и заехать еще в одно место – на берег Онежского озера, в поселок Вознесенье. Именно здесь из Онежского озера начинается река Свирь, и на этом месте находится паромная переправа. Место очень красивое, завораживающее, с особой атмосферой.

вознесенье онега

вознесенье онега

вознесенье онега

После Вознесенья мы отправились в Вытегру. До нее оставалось всего 85 км, и навигатор оптимистично указывал, что через час мы будем на месте. Мы ехали, уже предвкушая ужин и отдых в гостинице, как вдруг… После деревни Ошта дорога вдруг кончилась, а началась гать, проложенная через болото. И выглядела она так  – грязь, смешанная с камнями.

дорога на вытегру

дорога на вытегру

Небольшое отступление. Я много лет езжу на машинах по России, начиная еще с 80-х. Я была во многих местах  - на Урале, в Заполярье, Поволжье, Нечерноземье, Кавказе и т.д.

Я видела очень многое, пережила множество неприятных дорожных ситуаций. Я попадала на ужасные грунтовки, на разбитые дороги, гребенки, непролазную грязь и т.д. Я занималась внедорожным спортом и вдоволь поездила именно по бездорожью, через глухие леса и болота.

Но мне даже в голову не могло прийти, что на федеральной трассе, по которой ходит рейсовый автобус «Санкт-Петербург-Вытегра», всего в 360 км от Питера, возможно такое. Если бы я это знала, то, конечно, в путь бы мы отправились только на «Самурае».

Итак, уже почти под вечер мы оказались в болотной грязи, перемешенной с камнями, разбитой лесовозами, которые проезжали мимо – так, что дорога качалась под нами. При этом навстречу нам все же ехали легковые машины, значит, каким-то чудо проехать по дороге все же было можно.

И мы оказались перед очень непростым выбором. Или вернуться домой в Спб, или на свой страх и риск отправиться вперед. И мы решили ехать вперед, потому что оказались тут не ради развлечения – у нас все же экспедиция, и едем мы с исследовательскими целями.

Было решено - пассажирам идти пешком, а «Крайслеру» форсировать болото.

дорога на вытгеру

И почти сразу "Крайслер" напоролся на камень, который пробил поддон двигателя. Конечно, мы все это снимали на видео, и вы можете увидеть отчет об аварии.

После аварии масло вытекло, и мы остались в болоте со сломанной машиной и практически без связи.

дорога на вытегру

Замечу, что все участники нашей экспедиции оказались на высоте – мы старались сохранить самообладание, даже смеялись и шутили – мол, не принимает нас земля вологодская. И именно это помогло нам в критической ситуации.

Еще хочется отметить один  момент –  отзывчивость местных жителей. Тут же начали останавливаться лесовозы с вологодскими номерами, и их водители спрашивали, чем помочь.

Но мы уже связались со службой спасения 112 и вызвали эвакуатор. И к нам еще оправили наряд полиции – чтобы зафиксировать ДТП. И ждали мы их несколько часов. И это были очень тяжелые часы – темнеет, холодно, а в голову лезут самые неприятные мысли. А что, если машину не удастся отремонтировать? «Крайслер» - редкая марка для Вологодской области (в этих местах самый распространенный вид транспорта – УАЗ-«Буханка»). Лично я думала о том, что  мое хобби – поиски працивилизаций обходится мне очень дорого, а уж это поездка вообще вылетит в копеечку (и так оно и вышло. :)

Уже в темноте к нам прибыл наряд ГИБДД и эвакуатор.

дорога на вытегру

Места в кабине водителя было мало, и Наталья Михайлова отправилась в Вытегру в сопровождении полиции – очень душевные оказались ребята. Заселение нашего оператора  в гостиницу в сопровождении двух полицейских произвело большое впечатление на персонал и постояльцев. :)

Мы в это время медленно тащились по ужаснейшей дороге на эвакуаторе, который потом привез нас к автомастерской, где мы оставили "Крайслер". И еще к вопросу об отзывчивости – водитель эвакуатора на своей машине довез нас с вещами до гостиницы.  И после нескольких часов на болоте все блага цивилизации вроде душа, горячей воды и Интернета вызывали острые приступы счастья.

Однако мы остались без колес в Вытегре, и экспедиция и ее цели катилась под откос. Было придумано несколько планов по спасению ситуации, и о том, как мы их успешно реализовали на другой день, я расскажу в следующем своем отчете - Экспедиция к мегалитам Индомана. Часть вторая.

Рассказ о результатах экспедиции в статье " Мегалиты Индомана – наследие Гипербореи?".

Об авторе:

Наталья Трубиновская - исследователь, редактор «Хронотона». Почта: trubinovskaya@yandex.ru

Ищет следы працивилизаций, снимается в качестве эксперта на ТВ, пишет статьи. На нашем сайте вы можете прочесть и посмотреть видеоотчеты об экспедициях в Египет, Италию, Кипр, Индию, Крит, на Урал, Заполярье и т.д.

Все статьи Натальи Трубиновской