Вы здесь

«Шофферы» и «моторы»

Невозможно представить себе современную жизнь без автомобилей. И с трудом верится в то, что  первым «моторам» порой запрещали передвижение по городам...

Дорогая растаможка

реклама авто

В России первые автомобили появились почти в то же время, что и в развитых западных странах — в конце XIX  века. Правда, по нашей стране ездили одни «иномарки» - отечественного автомобилестроения еще не существовало.  Новую забаву могли позволить себе только состоятельные люди, и к началу XX века количество автомобилей в крупных городах не превышало двух-трех десятков. Впрочем, на всей планете их тогда имелось буквально несколько сотен — но темпы производства машин росли с огромной скоростью. И росло их количество в России — в  1901 году  в страну было ввезено 40 автомобилей, в 1903 — уже 71. Всего в 1903 году  в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 318 автомобилей. Для справки - подержанный автомобиль «Панар-Левассор» в 6 лошадиных сил продавался в 1902 году  за 1900 рублей — огромные по тем временам деньги.

Кроме того, очень большой была таможенная пошлина за ввоз автомобиля из-за границы — 200 рублей. Для сравнения — в Германии она в перерасчете местных валют на русские деньги составляла 100 рублей, в Австрии — 60, а при ввозе в  Англию иностранные автомобили пошлиной вообще не облагались...

Интересно, что несмотря на то, что по обеим российским столицам передвигалось всего несколько сотен машин — причем со скоростью в 5 верст в час, в Думе были приняты обязательные постановления «О порядке пассажирского и грузового движения по Санкт-Петербургу на автомобилях» и «О порядке езды по городу Москве». Эти постановления регламентировали езду по городу и порядок получения «водительских прав».

Для получения разрешения езды на авто требовалось обратиться в городскую управу. Существовала специальная комиссия, которая  проводила технический осмотр автомобилей,а также обязательное медицинское освидетельствование «шоффера» и его проверку «на знание своего дела».

Успешно пройдя все испытания, водитель получал разрешение на эксплуатацию автомобиля  и на право управления автомобилем. Заплатив налог за пользование машиной, владелец получал номерной знак.  Форма и цвет знаков менялись каждый год — и городовым было очень удобно обнаружить тех, кто еще не заплатил налог в этом году.

Кроме того, полиция следила за соблюдением скоростного режима (5 верст в час) и прочими нарушениями правил движения.

Например, в апреле 1902 года Санкт-петербургский градоначальник в своем приказе сообщил, что «приставы и их помощники обязаны следить, чтобы с наступлением вечера автомобили были снабжены фонарем, обращенным назад, с написанным на фонарном стекле номере и чтобы автомобилисты без нужды не злоупотребляли гудками».

Орган автомобилизма

журнал автомобиль Интересно, что несмотря на столь малое количество машин, уже в 1902 году в России появился первый специализированный журнал «Автомобиль». Издателем и главным редактором его являлся известный спортсмен Андрей Платонович Нагель. 

21 февраля 1902 года вышел первый номер, на обложке которого гордо красовалась надпись: «Единственный в России орган автомобилизма. Высылается бесплатно всем автомобилистам в России». В связи с этим редакция просила «сообщить ей  адреса еще не известных ей автомобилистов».

Во вступительной статье Нагель писал:  «Мысль издавать специальный журнал в России, где автомобилистов считают десятками, может показаться довольно странной и неудачной; нам скажут, что при самых благоприятных условиях число подписчиков и читателей будет

ничтожно и будущности новый журнал не имеет никакой». Но при этом издатель уверял читателей, что автомобилизм рано или поздно распространится в России.

В журнале большое место отводилось проблемам хозяев «моторов»: «Киевские автомобилисты в критическом положении. Не так давно вышло запрещение аптекарским магазинам торговать бензином, что было вызвано было несколькими взрывами бензина во время пожаров  в городе. Бензин можно получать только в количестве не менее 5 пудов в складах Нобеля».

Сообщались и хорошие новости: «До сих петербургские мотористы сильно жаловались на то, что им негде заряжать аккумуляторы. Отдавая аккумуляторы для зарядки на станции им приходится расставаться с автомобилями на 3-4 дня. Некоторые шоферы предпочитают отдавать свои резервуары электричества для накопления различным механикам частных электрических станций, полагаясь на их порядочность, ибо механики могли не зарядить аккумуляторы в достаточной степени. В настоящее время фирма «Зинан» открыла у себя станцию для зарядки аккумуляторов».

Имелись и интересные истории о находчивости смельчаков-водителей, например, о том, как. один автомобиль не смог въехать в гору -  из-за слабой первой передачи, но «догадливый шоффер» развернул автомобиль и поднялся  в гору на более мощной задней передаче.

Большое место отводилось зарубежным новостям. «Бюджетная комиссия германского рейхстага смету в 300 тысяч марок на покрытие расходов использования автомобилей в военном деле».

Редакция журнала рассказывала и трудностях, с которыми приходится сталкиваться западным «шофферам»: «Вандербильд, страстный любитель езды на автомобиле, почти лишен возможности предаваться этому спорту. Вскоре по прибытии в свое имение, катаясь как-то на автомобиле, он совершенно случайно наехал на мула, который тут же околел. Владельцу оного миллионер немедленно уплатил сто долларов. Весть об этом быстро распространилась среди местных фермеров и с тех пор каждый раз, как Вандербильд катается по живописным дорогам своего поместья, из оврагов или из-за кустов выскакивает какое-нибудь животное, которое погибает под колесами его экипажа. Нередко он встречает на своем пути даже целые стада. Уплатив за целый ряд катастроф, Вандербильд решил в своем имении больше на автомобиле не кататься».

Исчадие ада

кадиллак 1902 год

Надо сказать, что в первые автомобили вызывали не только интерес у толпы зевак, но и настоящую ненависть у окружающих — и это при том, что долгие годы в России не было зафиксировано ни единой аварии с человеческими жертвами. Но обыватели просто ненавидели «моторы» и «шофферов».

Причем нападкам тихоходные автомобили мощностью в 3-5 лошадиных сил подверглись по многим пунктам -  они шумные,   чихают дымом, загрязняют воздух,  гремят колесами по брусчатке. Интересно, что когда у машин появились резиновые шины, значительно смягчавшие ход и не вызывавшие шума, обыватели все равно были недовольны - мол, шины разбрызгивают грязью прохожих. В Москве даже создали специальную комиссию  по «шинному вопросу», которая пришла к выводу, что все же виновата грязь на улицах, а не резиновые колеса. Впрочем, комиссия обязала автомобилистов: «Дабы обиженные шинниками обыватели,  могли заметить своих обидчиков, экипажи на резиновом ходу должны снабжаться номерными знаками особого цвета».

Первых автомобилистов буквально подвергали гонениям. Примечательна в этом отношении история, произошедшая в городе Урльск  Саратовской области, которая был рассказана в журнале «Автомобиль». Некто г-н  Логашкин, «будучи на парижской выставке, приобрел автомобиль, с целью заменить им несколько своих лошадей. Автомобиль еще не был выслан, а уральский полицмейстер по телефону передал приказ губернатора генерала Ставровского о воспрещении езды на автомобиле», мотивируя это тем, что «адская машина» будет пугать лошадей и людей.  И вот, невзирая на приказ губернатора, владелец первого в Уральске авто выехал на улицы города, после чего получил повестку в суд.

На суде Логашкин категорически заявил, что он «признает за полицией право так или иначе регламентировать автомобильную езду, но не может признать распоряжений, клонящихся к воспрещению таковой». Журнальная  заметка кончалась словами: «Пора бы кажется окончательно выяснить право автомобилей наравне с лошадьми пользоваться дорогами».

Об авторе:

Наталья Трубиновская - исследователь, редактор «Хронотона». Почта: trubinovskaya@yandex.ru

Ищет следы працивилизаций, снимается в качестве эксперта на ТВ, пишет статьи. На нашем сайте вы можете прочесть и посмотреть видеоотчеты об экспедициях в Египет, Италию, Кипр, Индию, Крит, на Урал, Заполярье и т.д.

Все статьи Натальи Трубиновской