Долгое время Тибет оставался непознанной и загадочной страной, которая влекла к себе отчаянных путешественников и смиренных паломников. Лишь недавно двери в этот тайный мир приоткрылись для европейцев, и они получили возможность познакомиться с бытом жителей этой страны и их самобытным искусством — масляной скульптурой.
Кормилец нации
Почему же в качестве материала для создания скульптур тибетцы избрали именно масло? Дело в том, что масло — наиболее часто употребляемый в Тибете продукт. Климат этой высокогорной страны никак нельзя назвать благоприятным для земледелия, поэтому преобладающей отраслью народного хозяйства испокон веков было скотоводство.
По пустынным пастбищам кочуют стада яков, которые обеспечивают тибетцев почти всем необходимым для жизни. Мясо яков идет в пищу, из их шкур шьют одежду, из шерсти изготавливают ткани и плетут веревки. Сухим ячьим пометом отапливают жилища, из рогов складывают заборы и делают различные предметы обихода. Даже хвосты идут в дело — из них делают ритуальные предметы и украшения. Не забывают и про молоко. Его пьют просто так или перерабатывают на масло, которое также потребляется в большом количестве. С маслом тибетцы пьют разные виды чая и готовят цампу — свое национальное блюдо.
Но львиную долю производимого в стране масла получают монастыри: его используют в лампадах, из него изготавливают масляные скульптуры удивительной красоты. В храмах выставлены большие чаны, куда паломники жертвуют масло. А паломников в этих краях хватает: едва ли на нашей планете найдется более религиозная страна и более набожный народ. Если в тибетской семье рождается хотя бы два сына, то один из них непременно становится монахом, так что значительная часть населения сосредоточена за стенами монастырей.
Как рождаются шедевры
За монастырскими стенами и проходило развитие удивительного искусства масляной скульптуры. Масло монахи дарили высшим существам. А чтобы дар этот был принят более благосклонно, они старались придать подношениям изысканную форму. Маслу придавали различные оттенки и создавали из него фигуры цветов и буддийских наставников.
Процесс изготовления скульптур очень трудоемкий и секреты мастерства передают от учителя к ученику. Масло яков смешивают с цампой — это прожаренная ячменная мука, — добавляют природные красители и получают очень пластичное тесто, из которого и создают эти ни с чем не сравнимые по красоте и изяществу произведения искусства.
Те, кому посчастливилось увидеть их своими глазами, говорят, что масляные скульптуры по виду напоминают нечто среднее между нефритовыми статуэтками, восковыми фигурами и изделиями из папиросной бумаги.
К сожалению, эта красота недолговечна, поэтому масляные скульптуры изготавливают только зимой и выставляют на всеобщее обозрение только ночью, а в остальное время держат их в закрытых храмовых залах. Даже в самые суровые морозы хрупкие фигурки быстро тают под лучами дневного солнца.
Традиционными сюжетами для масляных скульптур остаются жизнь Будды и приезд в Тибет китайской принцессы Вэньчэнь. В основе последнего сюжета лежит реальный исторический факт женитьбы тибетского царя на принцессе из Китая. Но со временем рассказ о событии, имевшем место в действительности, оброс таким количеством поэтических подробностей, что превратился в красивейшую легенду.
Сватовство к китайской принцессе
Мудрый министр Гар был послан к китайскому императору, чтобы просить руки его дочери для тибетского царя Сронцзангампо. Но родители невесты не хотели отправлять ее в эту суровую страну. Однако китайский император был связан соглашением с тибетским правителем и не мог просто так отказать ему. Поэтому во дворец были приглашены представители других иноземных владык, которым было объявлено, что императорская дочь станет женой того царя, чей министр обладает наиболее острым умом.
Однако тибетский министр с блеском прошел все испытания и убедительно доказал свою победу. Хитрый император по-прежнему не отдавал ему принцессу и назначил последний экзамен: во дворце должно было собраться 300 красивых девушек и министрам предстояло узнать среди них принцессу.
Тут уж министру Гару пришлось действовать методами коварного императора: он послал своих людей выведать, как будет одета принцесса, и вдобавок подкупил одну из китаянок. Утром Гар безошибочно узнал принцессу Вэньчэнь и она поехала в Тибет.
А теперь попытайтесь представить себе этот сюжет, приведенный здесь весьма кратко, целиком воссозданным в виде скульптурной композиции: все мельчайшие детали богатого императорского дворца, соревнования министров и встречу тибетского царя и его невесты. Представив все это, вы получите лишь приблизительное представление о масштабах и великолепии тибетской масляной скульптуры.
Всенародный праздник
Не менее внушительное зрелище представляют собой масляные фигуры, выставляемые во время больших празднеств на центральных площадях, куда приезжают люди со всех окрестных стойбищ. Чтобы увидеть святыни, надо отстоять многочасовую очередь. И люди ждут своего часа, крепко вцепившись друг в друга, а желающих нарушить порядок отваживает охрана, вооруженная дубинами. Но на самой площади этой «народной милиции» навести порядок уже не под силу: люди приступом берут постамент, окруженный забором.
Чтобы получить благословение Будды, надо просунуть руку сквозь забор и прикоснуться к святыне. Ни один тибетец не уйдет с площади, не сделав этого.
Свою работу по изготовлению скульптур монахи начинают задолго до торжественных дней. Чтобы успеть в срок, они работают около месяца, начиная в предутренние часы и заканчивая с наступлением полной темноты, делая лишь небольшой перерыв на обед. В дар Будде они приносят не только чудесные скульптуры, но и свой кропотливый труд.
В ногу со временем
Для того чтобы увидеть масляные скульптуры во всей красе, не обязательно ехать в Тибет именно в дни новогодних торжеств. Буддийские монастыри в Тибете и китайское правительство почувствовали вкус к зарабатыванию денег на туристах и теперь в некоторых монастырях сооружают прозрачные камеры, где поддерживается низкая температура для сохранения масляных скульптур.
А еще множество людей получили возможность увидеть уникальные образцы этого искусства на фестивале Тибета в Москве, прошедшем в 2004 году. Мастера, приехавшие в Россию, создали в выставочных павильонах скульптуры, подобные тем, что изготавливаются к тибетскому Новому году.
Но, несмотря на использование холодильников, масляные скульптуры остаются символами непостоянства и иллюзорности бытия. Подобно песочным мандалам, которые должны быть разрушены после многих дней потраченных на их создание, недолговечность масляных скульптур наглядно демонстрирует один из основных постулатов буддизма — непостоянство всего сущего.
Тибетские монахи считают, что неважно, сколько труда вложено в создание мандалы или скульптуры невероятной красоты, главное, не позволять себе привязываться к внешней форме, вместо того, чтобы стремиться к истинному знанию. В этом смысле нам есть чему поучиться у жителей суровой страны снегов.
- 5998 просмотров