Вы здесь

Самые знаменитые ошибки архитекторов

"Семь раз отмерь, один раз отрежь"... К сожалению, далеко не все инженеры и архитекторы следуют этой поговорке. И совершенно напрасно! В этой статье мы расскажем вам о самых трагических событиях, возникших в результате пренебрежения древней мудростью.

Скупой Атилий

амфитеатр атилий

Мы часто любим повторять: «Вот раньше-то как строили!», разумеется, имея в виду качество, надежность, «на века!» и все такое прочее. Так вот, древние архитекторы тоже, бывает, ошибались, как это случилось с амфитеатром в городе Фидены.

Правда, в данной ситуации виноват вовсе не архитектор, а элементарная жадность. Дело было так: в 27 году нашей эры некий Атилий решил построить в Фиденах, пригороде Рима, амфитеатр для гладиаторских боев и прочих зрелищ.

А так как главной целью Атилия было вовсе не желание развлечь почтенных римлян, а, как в последствии было указано при составлении полицейского протокола – «грязная нажива», то предприниматель постарался максимально сэкономить как на материалах, так и на предварительном исследовании грунта на месте постройки. Проще говоря, он построил из ничего на каком-то болоте нечто с виду грандиозное в форме амфитеатра. Собрал туда гладиаторов и развесил по всему великому городу завлекательные афиши.

Кончилось все очень печально. Когда в постройку Атилия набилось 30 тысяч человек зрителей, амфитеатр рухнул и более 20 тысяч так и остались под обломками.

После этой трагедии римский сенат постановил, что впредь перед любым строительством необходимо проводить исследования почвы там, где планируется фундамент здания. А чтобы исключить экономию средств на постройке зрелищных заведений, был введен запрет на проведение игр теми, чье состояние оценивалось меньше чем в 400 тысяч сестерциев, (это около миллиона долларов по нынешнему курсу).

Постройку Атилия, разумеется, никто восстанавливать не стал. Судьба его самого неизвестна, скорее всего, его казнили и правильно сделали.

Та самая башня

пизанская башня

При возведении все в той же Италии знаменитой Пизанской башни, которая, собственно, является колокольней католического собора Санта Мария Ассунта, уроки предков явно были позабыты. Башня начала крениться еще в процессе строительства, а все потому, что ее непомерно маленький фундамент был размещен на крайне заболоченной почве.

Пизанцы долгое время подозревали, что автором неудачного проекта является их земляк – скульптор Боннано Пизано. Сначала Пизано был не против такой славы, а когда увидел башню достроенной и уже кривой до невозможности, то заявил, что во всем виноваты гастарбайтеры и вообще так и было задумано.

Но пизанцы, не осознавая еще своих будущих выгод от потока туристов, требовали, чтобы колокольня стояла прямо, как и положено. Пизано потрогал кладку, прикинул высоту и заявил, что не имеет к этой архитектурной нелепице никакого отношения. После чего, как не старались пизанцы найти ответственного за столь явное нарушение правил строительства – никто в авторстве не признавался.

Помучившись в неизвестности, пизанцы дождались смерти Боннано, списали на него все архитектурные просчеты и похоронили скульптора по соседству с башней, которая так и стоит до сих пор, постоянно окруженная толпами позирующих туристов, принимающих при этом, если судить по их же фотографиям, самые нелепые позы.

Св. Франциск не помог

Дамба св. Франциска

Дамба св. Франциска входила в целую систему дамб и водохранилищ, призванных обеспечивать водой такой мегаполис как Лос-Анджелес. Ее строили два года – с 1924 по 1926-й. А в марте 1928 года дамба рухнула, выпустив 45 миллиардов литров воды, которая затопила несколько городков и унесла с собой жизни как минимум 600 человек. Позднее трупы находили даже на мексиканской границе. Последние останки жертв этой катастрофы были обнаружены в пустыне в 1992 году.

Проведенное правительственной комиссией расследование показало, что: типоразмеры плотины соответствуют нормам; бетон, который шел на строительство, был качественным; никаких землетрясений в указанный период не происходило; фундамент отличный. А вот место, на котором этот фундамент был размещен, явно подкачало. Оказывается нижний правый край плотины опирался на выход слюды – довольно неустойчивого в плане основания материала. В результате чего постройка и рухнула.

Более поздние исследования показали, что плотина стояла на древнем разломе. Из-за просачивания воды разлом пришел в движение, что и привело к трагедии.

Главного инженера и строителя плотины Вильяма Малхолланда суд наказывать не стал. Ведь никакая техника того времени не смогла бы определить наличие разлома. Однако Малхолланд искренне считал себя виновным, так как сам лично за несколько часов до катастрофы осматривал подозрительные трещины на плотине, но пришел к выводу, что все в норме. После суда инженер отдалился от дел и остаток жизни прожил затворником. Дамбу восстанавливать не стали.

«Галопирующая Герти»

Такомский мост, или висячий мост Такома-Нэрроуз, «Галопирующая Герти»

Такомский мост, или висячий мост Такома-Нэрроуз, построенный через пролив с одноименным названием в штате Вашингтон, строители прозвали «Галопирующей Герти» за то, что при сильном ветре дорожное полотно моста начинало опасно раскачиваться.

Мост открыли для движения в июле 1940 года, но уже в ноябре того же года движение закрылось само собой по причине обрушения центрального пролета. Причина аварии, согласно официальной версии: «Явление вынужденного механического резонанса, когда частота колебаний ветрового потока совпадает с собственной частотой колебаний конструкций моста. А главной причиной разрушения является аэроупругий флаттер (динамические крутильные колебания) из-за недоучета динамических ветровых нагрузок при проектировании сооружения». Проще говоря, ветер в тот день был слишком сильным (до 65 километров в час), а мост не был рассчитан на то, что воздушный поток будет выкручивать его стальные конструкции как постиранное белье.

После обрушения Такомского моста (к счастью, обошлось без жертв) были заново пересмотрены все основы проектирования каких бы то ни было сооружений с точки зрения аэродинамики. В 1950 году мост построили заново, уже с учетом новых веяний, и он стал на тот момент третьим самым длинным висячим мостом в мире. С 2002 по 2007 год для увеличения пропускной способности рядом был возведен еще один такой же мост.

Константин Федоров

Автор:

Константин Федоров - постоянный автор "Хронотона". Живет в Петербурге. Журналист, путешественник, исследователь. По образованию - океанолог, всегда мечтал о морях и океанах и часто пишет на морскую тематику. Другие любимые темы - животные, новости науки, и, конечно, тайны прошлого.

Все статьи Константина Федорова

Поделитесь своим мнением: