Количество метрополитенов в мире никто толком не подсчитывал. И не потому что лень. Просто пока не существует официального определения этого вида транспорта. Считать ли за метро чикагские электропоезда, пути которых проложены по нависающим над улицами эстакадам? Относится ли к понятию «метро» волгоградский подземный трамвай? Не будем об этом рассуждать. Добавим только, что по разным источникам, городов, обеспеченных этим видом транспорта, насчитывается от 114 до 168. А мы в этой статье рассмотрим самые интересные метро мира.
Подземный Альбион
Лондонское метро по праву считается старейшим в мире. Еще бы, ведь первые поезда британской подземки, открытой в 1863 году, ходили «под парами», и только начиная с 1890 года, метрополитен стали оборудовать электровозами.
Чуть больше половины лондонских линий проходит по поверхности. Но если поезда и ныряют под городские кварталы, то – неглубоко. А некоторые участки «подземной» магистрали представляют собой обычные горные туннели.
Лондонское метро управляется кучкой частных компаний, что создает определенные сложности в его обслуживании (разные поезда, разные типы вагонов). Капитальной модернизации на ближайшие годы не планируется, а потому владельцы метро вынуждены обивать пороги интернет-аукционов и коллекционеров в поисках запчастей к давно снятому с производства оборудованию.
Бесспорное достоинство лондонского метро – его кинематографичность. Здесь снимались отдельные сюжеты более сотни фильмов и сериалов.
Протяженность лондонского метрополитена – 408 км – тоже бьет все рекорды. Он состоит из 11 линий и 268 станций, 40 из которых закрыты по причине ветхости. Говорят, эти станции населены призраками, но это – тема отдельной статьи.
Парижский модерн
Второе место по старшинству занимает парижское метро. Его построили и открыли как раз к парижской выставке 1900 года. Первые ветки прокладывались точь-в-точь под улицами – чтобы не повредить фундаменты домов. А потому некоторые станции выглядят несколько необычно – их платформы совмещены относительно друг друга в тех местах, где улицы оказались слишком узкими.
Расстояния между большинством станций невелики. Слегка наклонившись, с платформы можно увидеть соседнюю остановку. Интересно, что двери в вагонах на некоторых линиях открываются только вручную.
Во время строительства подземки власти организовали конкурс эскизов наземных входов в метро, и право на их оформление некоторых из них получил мастер бешено популярного в те годы стиля «модерн» Эктор Гимар.
Как и Эйфелева башня (которую, кстати говоря, тоже относят к стилю «модерн», только с архитектурной точки зрения), входные арки Гимара представляют собой ажурное переплетение металлических конструкций. И также как и знаменитая башня, стальные арки долгое время были узнаваемым символом Парижа. Сейчас городские власти потихоньку заменяют их на что-нибудь менее броское. Парижане же, в свою очередь, выступают против уничтожения арок «модерн» также активно, как столетие назад выступали против Эйфелевой башни.
Под питерскими болотами
Мировым лидером по глубине залегания является Санкт-Петербургский метрополитен. На самом деле питерское метро могло бы стать и самым старым – первые его проекты датируются 1820 годом. Но, по причине множества трагических событий, строительство метро в Ленинграде началось лишь в 1941 году, а открыто оно было в 1955-м.
Понятно, что метростроевцы «закапывались» на глубину 60 метров и ниже не по собственной прихоти – строительству мешали болота и грунтовые воды. И все равно, всего предусмотреть нельзя. К примеру, перегон между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» был закрыт с 1995 по 2004 год именно из-за размыва грунта.
Своеобразной «визитной карточкой» питерского метрополитена является наличие 10 «безопасных» станций с закрытыми платформами – там стоят металлические двери, как в лифте, открывающиеся одновременно с дверями подошедшего поезда.
«Вышибалы» японского сабвея
Самым загруженным считается… нет, не московский, а токийский метрополитен. Уже не один десяток лет в часы пик специально обученные «вышибалы» в снежно-белых перчатках – сотрудники токийского сабвея – занимаются тем, что заталкивают пассажиров в вагоны, чтобы двери могли закрыться. Некоторые вагоны предназначены только для женщин и детей.
Система оплаты в японском метро чрезвычайно сложна и запутана для непосвященного. Стоимость проезда до разных станций – разная, а потому на платформах стоят автоматы-кассиры где вы можете доплатить за проезд, если ошиблись при покупке билета. Да, в токийском метро, как и во многих других, есть билеты, и их нужно сохранять в течение поездки, а то турникет вас не выпустит обратно наверх.
В целях безопасности токийское метро оснащено системой, останавливающей все поезда в случае землетрясения, и воротами, защищающими туннели от наводнения.
«Великий кормчий»
Самым «закрытым» долгое время считалось, да и считается пекинское метро. Его строительство началось в 1965 году. В первые годы после запуска (1971 год) иностранцам вход в метрополитен был строго запрещен, а китайские граждане должны были представить справку с места работы, что они катаются не просто так, а по делу.
Накануне олимпиады 2008 года, помимо установки кондиционеров, лифтов и телевизоров в вагонах, для трансляции игр, были модернизированы и средства защиты: на станциях появились металлодетекторы и сканеры багажа, а сотрудники метро получили право при малейшем подозрении в «нелояльности» обыскивать несчастных пассажиров прямо в вагоне. В течение всего периода игр, ветка, ведущая к олимпийским объектам, была открыта лишь для участников олимпиады и зрителей с билетами на игры. Простым гражданам вход был закрыт. Сейчас, насколько известно, режим безопасности стал проще, но все равно, прежде чем попасть в метро, вам придется пропустить вашу сумку через сканер.
Интересно, что пластиковой карточкой – многоразовым «проездным» билетом пекинского метро – можно расплачиваться еще и в местном такси.
Напомним, что недавно мы рассказывали про самые удивительные катакомбы в мире.
- 9485 просмотров