Что может быть лучше, чем путешествие по стране, в которой есть на что посмотреть — синее море, высокие горы, чистые озера… Но для того, чтобы в полной мере насладиться всеми окружающими красотами, нужны хорошие асфальтированные дороги и знания о трудностях, которые могут ждать в пути.
Буква «М»
Чем могут порадовать дороги Черногории? Безусловно, своими красотами, и в то же время — вполне приличным для бывшей соцстраны состоянием покрытия.
Надо сказать, что строительство дорог в Монтенегро не прекращается никогда. Забавно, что они прокладываются так быстро, что картографы не успевают за строителями, поэтому иногда путешественнику, даже снабженному GPS, приходится ориентироваться на свой страх и риск или при помощи местных жителей.
Но проехать по выбранному маршруту удастся в любом случае, так как дороги есть повсюду. Основные трассы проходят через крупные города — столицу Подгорицу, Цетинье, Никшич, Биело Поле.
Знаменитый Ядранский (Адриатиатическй) путь идет вдоль берега моря от южного Ульцина до северного Герцег-Нови. Впрочем, на последнем часто возникают пробки из-за обилия желающих попасть в самые лакомые местечки страны.
Правда, привередливый путешественник с трудом назвал бы эти дороги трассами, а тем более магистралями — это обычные шоссе, максимум с двумя полосами в одном направлении. Зато с некоторыми из них связаны очень красивые истории, порой даже романтические.
Например, если смотреть сверху на Боко-Которскую бухту, то неподалеку от города Котор ясно можно увидеть небольшой серпантин. Но на самом деле никакого серпантина здесь нет – дорога пролегает по равнине, но она проложена в виде большой буквы М!
Знаменитый черногорский король Никола Негош повелел некогда сделать эту дорогу, дабы увековечить память своей жены Милены… У него это получилось – водители, выкручивая петли на ровном месте, каждый раз вспоминают короля и его жену незлым тихим словом…
Задом в пропасть
Второстепенные дороги вызывают странное чувство — смесь восхищения от открывающихся роскошных видов за каждым поворотом и ужас перед этими самими поворотами, зачастую очень опасными. Ограничение скорости на них составляет 60, а очень часто 40 или 30 км в час.
Особую сложность представляют собой серпантины, которые не огорожены от камнепадов и не отличаются хорошим освещением, а порой и совсем не освещены, поэтому в ночное время новичкам лучше сюда не соваться. Они так извилисты, что для того, чтобы спуститься на 200 метров, необходимо проехать 5-6 километров. Но в некоторых местах есть туннели, в которых можно значительно сократить путь.
Дороги, что кружат в горах, иногда имеют ширину всего лишь в одну полосу, так что адреналин у водителя и пассажиров зашкаливает. В езде по горам хватает экстрима, особенно на скорости, так как никогда не знаешь, что ждет тебя впереди. Поэтому у местных автомобилистов принято сигналить перед поворотом, чтобы предупредить встречных.
Правда, узость дорог в некоторых местах, а именно на крутых поворотах, компенсируется «карманами», то есть небольшим расширением, в которое можно втиснуться, чтобы пропустить встречный транспорт. Кстати, такие же расширения встречаются и на отдельных особенно живописных участках — чтобы любоваться природной красотой.
Самым экстремальным путешествием в Черногории является посещение знаменитого монастыря Острог, где хранятся мощи чудотворца-целителя Василия Острожского. Монастырь высечен в скале на высоте 900 м над уровнем моря, а дорога к нему чрезвычайно узкая и извилистая.
Ситуация к тому же усугубляется большим количеством автобусов с туристами. Пассажиры этих автобусов визжат, когда водитель начинает пропускать встречный автобус, пятясь прямиком в пропасть.
Впрочем, добрые экскурсоводы обязательно успокоят чересчур впечатлительных туристов: «Вам страшно? Закройте глаза, именно так всегда делает наш водитель».
Надо сказать, что нигде в мире люди так истово не молятся богу, как в Остроге. Еще бы – ведь впереди еще спуск обратно….
Но, впрочем, местные жители уверены, что святой Василий охраняет тех, кто ездит к нему в гости, и в дороге с ними ничего не случится…
Цепи и камни
Черногория страна небольшая, и все местные жители знают, что и где находится. Но иностранным туристам здесь достаточно трудно ориентироваться. На дорогах имеется слишком мало ограничителей и указателей, поэтому без GPS передвижение в Черногории порой проблематично.
Все исторические памятники, (по большей части это монастыри) указаны, но найти их все равно сложно. Через 100 метров после указателя дорога может раздваиваться и понять, куда ехать, поможет только GPS и святой Стефан.
А самыми неприятными и треплющими нервы оказываются некоторые однополосные дороги, которые по качеству намного хуже наших грунтовок. Их посыпают щебнем, но при этом довольно крупным, так что езда по этим дорогам — занятие не для слабонервных.
Большую трудность представляет движение зимой. В высокогорных районах случается множество камнепадов, на некоторых дорогах много снега и льда. Машины в Черногории обычно ездят не на шипованной резине, а на цепях, и путешественнику стоит знать об этом и позаботиться о том, чтобы цепи имелись и у него.
За состоянием дорог пристально следят соответствующие службы. В случае каких-либо проблем с дорожным покрытием приезжает специализированная бригада, которая моментально производит ремонт. Поэтому состояние дорог лучше, чем в России, ям и колдобин практически нет. Если они появляются, то их не закрывают временными «заплатками», как это практикуется российские дорожники, а ремонтируют основательно и аккуратно.
Там, где возможны камнепады, производится укрытие опасного участка металлической сеткой. При этом если дорога на месте работ узкая, рабочие самостоятельно организуют реверсивное движение.
Кстати, о реверсивных дорогах — в Черногории существуют два крупных автомобильных тоннеля — один под названием Sozina — от Бара до Подгорицы (протяженностью 4189 м), а второй — от Тивата до Котора. В обоих, судя по установленным светофорам, движение может быть организованно как в одном направлении по всем полосам, так и в другом, но на практике столкнуться с этим не пришлось, видимо дорожники просто заложили запас на будущее. Светоотражательная разметка, вариативные указательные знаки, освещение — все присутствует в этих сооружениях.
В тоннеле Sozina дополнительно вмонтированы «карманы» для остановки, а так же установлены будки для вызова помощи. Платных дорог в Черногории нет, кроме вышеупомянутого тоннеля. Тот, кто не желает платить за проезд, может выбрать альтернативу — более длинную дорогу Петровац-Подгорица.
Точка в треугольнике
Дорожные знаки в Монтенегро полностью идентичны нашим, но есть такие, которые понять даже интуитивно не представляется возможным. Например, загадочная точка или крест в треугольнике — тайны этих знаков так и осталась неразгаданной. Почти во всех населенных пунктах есть резиновые «лежачие полицейские», сделанные строго по правилам, а не так, как у нас в России — как бог на душу положит.
На дорогах, имеющих очень большой уклон, покрытие выполнено в виде «стиральной доски», видимо, чтобы обеспечить большее торможение тяжелого транспорта. В крупных городах (Подгорица, Никшич) имеются светофоры, которые работают, как ни странно, даже после 22 часов. В городах на побережье светофоры тоже есть, но либо не работают, либо постоянно моргают желтым, то есть водители должны ориентироваться самостоятельно.
Полицию на дорогах увидеть практически невозможно, изредка встречаются при выезде (въезде) в более-менее крупный город инспекторы с радарами, но при этом они, в отличие от наших стражей порядка, отнюдь не прячутся в кустах или за предварительно остановленным грузовиком.
В маленьких городах полицейские могут стоять на главном перекрестке и изредка регулировать движение, причем логику их движений непосвященному понять трудно. Истинное предназначение этой регулировки — тайна за семью печатями, так как для них в порядке вещей остановить какого-нибудь знакомого посреди дороги, поздороваться, перекинуться парой фраз и, отпустив, снова философски созерцать монотонное передвижение машин.
Но надо сказать, что сложилось впечатление — полиция в Черногории существует для того, чтобы облегчить жизнь автолюбителям, а не усложнять ее еще больше. Если ты попал в аварию даже на самой дальней и заброшенной дороге, к тебе на помощь в максимально короткий срок примчится инспектор и служба автопомощи.
Если образовалась автомобильная пробка, отряд полицейских незамедлительно последует на место затора для регулирования транспорта. И действия регулировщиков не усугубляют проблему, а действительно помогают — пробки рассасываются. Черногорские водители в основном очень дружелюбны, уступают дорогу, практически не подрезают (правда, черногорцы албанского происхождения вообще не смотрят на окружающие автомобили, и легко могут подрезать).
Но большинство водителей ведет себя дисциплинировано. Если произошла авария или поломка, то они всегда остановятся, спросят, нужна ли помощь, при необходимости помогут. Если самостоятельно разобраться с причиной поломки на месте невозможно, то нужно обратиться в Auto Slep — службу автопомощи. Ее объявления расклеены где ни попадя, и в том числе и прямо на дорожных знаках или окрестных скалах.
Полезная информация
Штраф за езду без включенного ближнего света: 30 евро, нарушение запрета пользоваться мобильным телефоном во время движения 20 евро. Впрочем, можно попытаться воспользоваться чисто российской практикой — заплатить штраф в меньшей сумме — 10 евро, но без квитанции…
Иностранцы, въезжающие в Черногорию на автомобиле, обязаны иметь международный страховой полис гражданской ответственности водителя – «зеленую карту», «green card». Стоимость зависит от срока действия, страховка на год стоит 400 евро.
Расстояние между крупными городами: Подгорица - Жабляк - 158 км, Подгорица - Колашин - 70, Подгорица - Тиват - 108, Подгорица - Никсич - 50, Подгорица - Бар - 76, Будва - Тиват - 23 км.
Нужные телефоны: помощь на дороге - 987, полиция - 92, скорая помощь - 94, пожарная станция - 93.
- 8298 просмотров