«На берегу моря, среди дюн, по крутому склону карабкался вездеход. Все колеса его остервенело вращались, судорожно нащупывая сцепление с почвой и оставляя позади песчаное облако. Фотограф искусно подобрал такую выдержку, что контуры машины смазались, в результате чего острее ощущалась стремительность движения…» (Артур Хейли, «Колеса»).
«Сделано в Японии»
Основывая в далеком 1909 году мастерскую по производству текстильных станков, Мачио Сузуки даже помыслить не мог о том, что его скромное предприятие когда-нибудь превратится в передовую автомобильную компанию. К тому моменту мировой кризис, затронувший все страны, включая Японию, и сгубивший множество предприятий, наконец-то, пошел на убыль, и можно было спокойно заниматься своим делом. Для Мачио таким «делом» стало производство достаточно сложных, но и прибыльных станков для обработки хлопка.
А с чем еще могла в те годы выйти на мировой рынок Страна восходящего солнца? Тогда словосочетание «сделано в Японии» у большинства людей ассоциировалось с чем-то очень недолговечным и ненадежным: бумажные зонтики, да ужасного качества игрушки. А вот японские ткани имели определенную ценность на рынке. И 30 лет подряд, вплоть до 1937 года жители деревушки Хамамацу, где Сузуки основал свое предприятие, собирали текстильные станки.
Незадолго до Второй мировой Сузуки заинтересовался производством автомобилей. Его инженеры даже построили несколько образцов «компактов» с четырехтактным двигателем, но… то же правительство решило, что в данный момент страна не нуждается в гражданских автомобилях, а на военную технику текстильно-станочное предприятие никак не тянуло — проект пришлось закрыть.
После войны Сузуки вновь вернулся к милым его сердцу станкам, но тут (в 1951 году)… грянул «хлопковый» кризис. С производством станков пришлось распрощаться — они оказались больше никому не нужны. Предприятие Мачио начинает изготавливать (и очень успешно) мопеды, мотоциклы, лодочные моторы и… автомобили.
«Звезда надежды»
В середине 60-х годов прошлого века Сузуки сделал то, за что ему, без преувеличения, до сих пор благодарны все джиперы мира. А именно: выкупил у фирмы "Japanese Hope Motor" ее полноприводную модель "ON360 Hopestar" («Звезда надежды») и вскоре запустил ее в производство…
«Воистину, этот автомобиль предназначен только для японского солдата. Ни сибирский иван, ни техасский джонни в нее попросту не поместятся» — возможно, так бы сказал император Хирохито, имей он возможность оценить творение "Hope Motor", к тому времени успевшей изготовить всего полтора десятка «Надежд», оснащенных двухцилиндровым двухтактным мотором "Mitsubishi" воздушного охлаждения объемом 359 куб. см и мощностью 21 л. с.
Однако «Надежда» не оправдала себя, звезда "Hope Motor" закатилась, и фирма обанкротилась. А Сузуки, переименовав свою покупку в "Jimny", занялся модернизацией автомобиля. Модернизировать было что. Изначально в машине отсутствовали двери, сидением водителю и пассажиру служил брезентовый гамак, а запасное колесо помещалось в кузове, почем зря занимая часть и без того скромного по объему салона.
Про мощность двигателя и говорить было нечего… Вынести на заднюю дверцу запаску удалось только в конце 70-х годов. Это было связано с упрощением закона о микролитражных автомобилях, позволяющем удлинить базу (ранее длина машины не должна была превышать трех метров, иначе возникали проблемы с налогами). Незадолго до этого автомобиль обзавелся цельнометаллическим кузовом, чуть более мощным мотором и приемлемыми сиденьями.
Что касается всего остального… Представим себе небольшую, но мощную, «тележную», лонжеронную раму, четыре рессоры, два моста, полный привод… При минимуме деталей автомобиль получился «неубиваемым» а потому, кроме постепенного увеличения мощности двигателя (ради выхода на европейский и американский рынки), в последующих моделях мало что менялось.
Хронология
Итак, в 1970 году на японском рынке появилась трехместная, двухцилиндровая модель "Jimny-10", не особо отличавшаяся от своего «донора» — "Hopestar". В 1971 вышла модель под номером 20. В ней уже стоял двигатель с водяным охлаждением и впервые (с прицелом на западные рынки) появился вариант с левым рулем.
Изменения законодательства позволили в 1974 году вынести запасное колесо из салона и сделать автомобиль четырехместным. Был добавлен третий цилиндр — объем двигателя вырос до 539 «кубиков», а мощность — до 33 л.с. Эта модель получила номер 50. Начало 80-х годов ознаменовалось установкой на машине (теперь она называлась LJ80) четырехтактного двигателя, металлических дверей и появлением модели кабриолет.
Но не прошло и двух лет, как на смену ей пришел легендарный SJ 410 с литровым движком, а следом за ним — SJ 413 (1,3 л), получившие на американском континенте гордое имя «Самурай». С этого момента «Джимни» начали завоевывать мир. Австралийские фермеры окрестили надежный и неприхотливый джип «Холден дровером» (погонщиком), что ярко характеризовало нашего героя как покорителя бездорожья.
Дочернее предприятие Судзуки в Индии в середине 80-х годов начало собирать «Джимни» для азиатских рынков, только уже под названием «Марути» (цыган). Европейской модели (сборка осуществляется в Испании) было присвоено имя «Сантана», а американцы, как уже говорилось, окрестили японский вездеход «Самураем».
Только за 1986 год в Америке было продано порядка 50 тысяч «Самураев» — больше чем автомобилей любой другой японской компании. После чего его продажи резко прекратились. Американская автомобильная ассоциация охарактеризовала творение Сузуки как «небезопасное в процессе эксплуатации» и запретила дилерам торговать «Самураями». С тех пор в штаты эту машину можно ввезти только в частном порядке.
На что способен «Самурай»?
Что же, в Стране свободы свои взгляды на джипы, и «Хаммер» тому свидетельство. Во всем остальном мире преимущества «Самурая» - такие как неприхотливость, экономичность, фантастическая надежность, а при достаточно скромных доработках — запредельная проходимость, были достойно оценены.
Разумеется, «Самурай» имеет и отрицательные стороны — за все надо платить. Итак, минусы: машина фактически двухместная, четверым пассажирам, особенно «солидной» комплекции, будет там дискомфортно. При этом про груз можно забыть, палатка и пара спальников — максимум, что можно взять с собой. Двоим — удобно, причем помещается еще двухместная каркасная байдарка (в разобранном виде), парусное снaряжение, запас продуктов и напитков на две недели, и многое другое туристское оборудование общим весом до 400 килограммов (именно такова грузоподъемность «Самурая») — все это проверено личным опытом.
Еще один минус — «суровая», довольно тряская езда. Рессорная подвеска не даст вам забыть о качестве наших дорог, но, правда, тут есть и свой плюс — большинство ям на пути проскакивается на «Ура!», причем задумываться о скорой замене стоек, шрусов и шаровых опор нет необходимости — в «Самурае» эти «головные боли» просто отсутствуют.
Слабый двигатель… Да, это основной аргумент владельцев полугрузовых «монстров» бездорожья против «Самурая». Ну, что же, и тут есть выход. На современные модели «Джимни» устанавливается бензиновый 1,3-литровый двигатель мощностью 81 л.с., но, если вас не привлекает «раздутый» дизайнерами «Джимни» последних годов, то есть смысл поискать «тот самый» брутальный «Самурай» с дизелем объемом 1,9 литра от «Пежо» или 2,0-х литровым турбодизелем от «Мазды» — такие модели (начиная с 1996 года) выпускались и для европейских и для азиатских рынков.
В отношении проходимости…, что тут долго повествовать. Достаточно сказать, что в 2008 году команда Всеволода Кармазова на «Сузуки самурае» в двенадцатый раз прошла трофи-рейд "Ладога", побеждая гораздо более «солидные», на первый взгляд, машины.
А на трофи-рейде «Вепсский лес», проходившем в сентябре 2009 года, команда Алексея Потачева и их «Самурай» заняли 2-ое место в категории OPEN, а это, поверьте, очень серьезная категория — не для слабонервных.
Еще пример: в прошлом году двое чилийцев — Гонзало Браво и Эдуардо Канале установили новый мировой рекорд высоты, на которую может подняться автомобиль. 21 апреля 2007 года чилийцы забрались на вершину вулкана Ojos del Salado, достигнув высоты в 6688 метров над уровнем моря. Таким образом, они благополучно попали в «Книгу рекордов Гиннеса». Стоит ли говорить о том, что сверхсложный подъем был совершен на «Сузуки самурае»?
Согласимся, что перечисленные факты определенным образом характеризуют не только людей, но и этот, пусть маленький, но в любом случае являющийся одним из лучших внедорожников мира — «Сузуки самурай».
«Почти все мои знакомые, которым я показывала фото машины, которую тогда еще только собиралась купить, меня отговаривали. Говорили, мол, зачем мне такой уродец, да еще и такой маленький. Но меня было не переубедить. Для меня мой Джимни — самый лучший автомобильчик на свете. Те, кто не может его оценить по достоинству, не принимаются во внимание (мнение владелицы «Джимни»).
«Самурай — это понятие соответствует стилю жизни, что-то сродни понятиям джентльмен, пират или воин. Самурай без хозяина — не самурай, а злой, голодный и несчастный ронин. Хозяин самурая — сегун, благородный и гордящийся своими смелыми самураями. Я теперь тоже сегун, потому что у меня есть собственный «Самурай» (Мнение владельца «Самурая»).
- 7333 просмотра