Ценный груз
Двухмачтовый парусник неторопливо перемещался по Балтийскому морю, заходя во все встречные порты. Возможно, эта неторопливость и погубила голландского капитана – выйдя в ноябре из Котки, в то время принадлежавшей Швеции, парусник попал в страшный шторм и затонул.
О гибели «Фрау Марии» было немедленно доложено Екатерине II, что привело ее в страшный гнев. Дело в том, что это судно, зафрахтованное российскими купцами, перевозило закупленные на аукционах в Голландии произведения искусства: фарфоровые статуэтки, многочисленные бронзовые изделия, а самое главное – десятки картин голландских художников, среди которых многие полотна подписаны величайшими именами. Только их стоимость составляет порядка ста миллионов евро. Общая же стоимость груза оценивается в полтора-два миллиарда евро.
Поскольку коллекции предназначались для Эрмитажа, о сохранности картин можно было не беспокоиться: каждое полотно помещалось в специальный футляр из лосиной кожи, затем – в свинцовый тубус, горловина которого заливалась воском и запечатывалась свинцовой крышкой.
Российское правительство начинает переговоры со шведской стороной о подъеме корабля, но пока суд да дело, бригантина внезапно исчезает с места крушения…
С тех пор неоднократно предпринимались попытки отыскать сокровища «Фрау Марии». Но единственное, что удалось обнаружить, это то, что матросы, прыгая с борта тонущего судна, смогли захватить с собой: то есть, буквально несколько золотых монет и другие малозначительные изделия.
Находка
Только через двести с лишним лет, в 1999 году, группа финских водолазов, изучая дно Балтики, наткнулась в 11 километрах от финского острова Юрмо на вертикально стоящий и отлично сохранившийся корпус корабля. Исследования показали, что корабль является давным-давно пропавшей «Фрау Марией».
Изначально на сокровища бригантины претендовали четыре государства: Голландия, поскольку судно было голландским; Финляндия, так как судно находится в ее территориальных водах; Швеция, потому что эти воды в момент гибели «Фрау Марии» принадлежали шведской стороне; и, разумеется, Россия, так как эти сокровища, в конце концов, были оплачены российской казной, да и судно было зафрахтовано российскими подданными.
Вскоре все стороны пришли к единогласному выводу: корабль надо поднимать, пока его не разворовали «черные дайверы». Правда, финны гарантируют, что судно находится под охраной и постоянным наблюдением, но когда речь идет о таких суммах – стопроцентной гарантии никто дать не может.
Подъем планировалось осуществить в 2010 году и, если бы стороны не пришли к согласию, кому принадлежат сокровища, то существовал нейтральный вариант: создать из находок международный, передвижной музей-выставку.
Но все пошло не по плану. От претензий отказались Швеция и Голландия, однако Финляндия не только настаивала на своих правах на «Фрау Марию» и содержимое ее трюмов, но и всеми силами препятствовала подъему ценного груза, изначально предложив перенести все работы на 2018 год. Почему именно 2018-й? А очень просто. Дело в том, что Финляндия не подписывала Международную конвенцию ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, а потому руководствуется в этих делах собственными законами. А согласно финским законам, если затонувшее судно и груз пробудут в территориальных водах Финской Республики 100 лет, то после этого принадлежать они будут исключительно финской стороне. А столетие существования Финской Республики приходится именно на 2018 год, который уже закончился. Так что, прощай, «Фрау Мария» и картины, которые изначально предназначались для петербургского Эрмитажа...
Напомню, что также мы рассказывали пропавшие миллионы российского императора.
- 5562 просмотра