Вы здесь

Первые специальные автомобили

Константин Федоров

«Число автомобилей, курсирующих по городу возрастает с каждым днем. Вчера, например, на Кузнецком мосту в час наибольшего разъезда ездили одновременно четыре автомобиля».

(газета «Новости дня» от 19 (6) октября 1901 года).

Коловратный двигатель

первые автомобилиУниверсальность самодвижущейся тележки с мотором человечество осознало далеко не сразу. Но со временем, буквально через десять-пятнадцать лет после появления на свет первого безлошадного экипажа, люди поняли, что автомобиль может быть не только экстравагантным средством передвижения, но и замечательным помощником во многих делах.

В самом начале XX века американский фабрикант Гатлинг приделал к автомобилю плуг. С помощью этого нехитрого приспособления один человек мог вспахать за день до девяти гектаров земли. Ни одна лошадь не смогла бы угнаться за этим прообразом будущих тракторов.

В сентябре 1901 года известный изобретатель Маркони приспособил свой телеграфный аппарат к автомобилю таким образом, что пассажиры могли обмениваться сообщениями с какой-либо телеграфной станцией или с другими автомобилями прямо на ходу. Автомобиль с такой своеобразной «станцией прямой связи» был в первую очередь предназначен для армии и неоднократно испытывался во время маневров. Правда, результаты испытаний остались неизвестны.

Летом того же года в Петербурге появилась первая в России моторизованная пожарная команда. Вот что писала об этом событии газета «Московские Ведомости»: «В обозе петербургской пожарной команды будут введены автомобили, причем они приспособлены для передвижения насосов, команды и спасательных инструментов. Новые автомобили снабжены коловратным двигателем, развивающим большую скорость». «Коловратный двигатель» — прообраз будущих роторных движков, имеющих более высокий КПД, так как в них не используется кривошипно-шатунный механизм.

Свадебный кортеж

старинный свадебный кортежНо не все же, в конце концов, работать. Автомобиль может облегчить, как выяснилось и другие людские заботы. К примеру, в августе 1911 года, на удивление всем петербургским зевакам, впервые в истории России жених и невеста приехали венчаться в церковь не в каретах, а... на автомобилях, причем, каждый — на своем. После венчания счастливая пара «отправилась в свадебное путешествие уже вместе на двухместном четырехколесном моторе» — писала газета «Русское Слово». Это теперь свадебные кортежи и белые лимузины никого не удивляют, а поездка в карете считается экзотикой.

Не обошлось без автомобиля и в печальных ритуалах. Некто Вильям Форд, служивший на одной фабрике автомобилей, перед своей кончиной пожелал, чтобы его тело было перевезено на кладбище на автомобиле, превращенном для этого случая в похоронную колесницу. Похоронный кортеж состоял также из нескольких автомобилей, в которых разместились родственники и друзья покойного. Такие необычные похороны произвели большое впечатление на публику. А покойный Вильям Форд, сам того не ведая, стал первооснователем автомобилей для ритуальных услуг.

,В августе 1901 года два американца Анчор и Фриарс ухитрились на автомобиле добраться до вершины большого Сен-Бернара, к величайшему удивлению проживающих там монахов, которые вообще никогда не видели автомобиля. Но так как эксплуатация самодвижущихся тележек в той области была запрещена, то американцам пришлось заплатить штраф за нарушение закона.

Автор:

Константин Федоров - постоянный автор "Хронотона". Живет в Петербурге. Журналист, путешественник, исследователь. По образованию - океанолог, всегда мечтал о морях и океанах и часто пишет на морскую тематику. Другие любимые темы - животные, новости науки, и, конечно, тайны прошлого.

Все статьи Константина Федорова