Некоторые автомобили становятся легендами при жизни, и остаются ими на долгие-долгие годы, даже если их производство уже прекращено. Так произошло со знаменитыми зарубежными моделями – "Форд Т", "Форд-Мустанг", "Фольксaвген-Жук". Советский автомобиль «Победа» также занял достойное место среди культовых автомобилей.
Вперед, к победе!
Шла война, самая страшная и кровавая в истории человечества. Но после Сталинградской битвы стало ясно — победа не за горами! И первыми это почувствовали советские автомобилестроители — из Кремля им был дан приказ о разработке и производстве новой машины, причем требовалось предоставить не тягач для пушек, а легковушку — все это говорило о том, что скоро конец войне, и поэтому советскому народу требуется «мирный» автомобиль...
На горьковском автозаводе закипела работа над новой моделью. Причем не прерывалась она даже во время бомбежек, разрушивших многие цеха. К весне 1943 года были готовы черновые проекты нового автомобиля. В его конструкции было много технических новинок, до этого не использовавшихся в советских машинах, таких, например, как несущий кузов, гидропривод тормозов, термостат в системе охлаждения и т.п.
Своим созданием этот автомобиль в первую очередь обязан А.А. Липгарту, главному конструктору Горьковского автозавода. Форму кузова новой машины предложил молодой дизайнер Вениамин Самойлов, по эскизам которого были сделаны гипсовые модели будущего автомобиля в масштабе 1:5, а по самой удачной модели — макет из красного дерева в натуральную величину.
Символ мирной жизни
Работа закипела, и к осени 1944 года были изготовлены первые опытные образцы. Начались испытания, устранение различных дефектов, которые были незаметны на стадии разработки. 19 июня 1945 года, за несколько дней до Парада Победы, новая машина была показана в Кремле.
В Москву привезли два образца — с шести- и четырехцилиндровым двигателем. Сталин высказал опасение, что во времена послевоенного дефицита топлива 6-цилиндровый двигатель будет невыгоден.
Говорят, что генералам, присутствующим на показе, в свою очередь, не понравилось то, что, сидя в этой машине, приходится снимать папаху, так как она упирается в крышу. В результате к производству была принята 4-х цилиндровая модель — более экономичная (и с более высоким потолком).
Вскоре был отдан приказ о серийном выпуске «Победы». Кстати, это была первая советская машина с собственным именем. После высочайшего одобрения началась подготовка к серийному выпуску автомобиля, что требовало немало сил со стороны конструкторов, рабочих, мастеров — механизмы производства легковых автомобилей были не налажены, и требовалось множество усилий, чтобы все шло нормально.
Массовый выпуск начался в июне 1946 года. Но после выхода первых автомобилей в них были обнаружены серьезные недостатки. Слабыми местами оказались сцепление, ручной тормоз и глушитель, кузов иногда прогибался, садились рессоры. Летом в салон проникала пыль, а зимой в нем было очень холодно.
Через два года, в октябре 1948-го, после выпуска 1700 автомобилей, машина по прямому указанию Сталина была снята с производства, а неудачные автомобили были отозваны на родной завод. Судьба этих первых «Побед» остается загадочной — до наших дней не дожило ни одного экземпляра автомобилей легендарной «первой серии».
Революционные новшества
Началась усиленная модернизация, которая растянулись на год, и в ноябре 1949 года «Победа» вновь вернулась на поточную линию. Внешне эта модель отличалась от предыдущей. Помимо улучшения ходовой части и несущих конструкций, были сделаны поистине революционные новшества для советского автомобиля, которые позже стали стандартом в современных машинах.
Так, именно на «Победе» появились электрические указатели поворотов и стоп-сигналы. Впервые на машине появились стеклоочистители. Водитель и пассажиры новой «Победы» получили возможность ездить зимой без валенок и тулупа и не возить мешочек с солью для протирки стекол — у машины была печка! И помимо всего прочего, «Победа» разгонялась до 100 км в час!
Кроме того, она стала первым автомобилем, который разрешили покупать населению. Но стоимость «Победы» составила 16 тыс. рублей, и для простых граждан она была недосягаемой (первые машины получали выдающиеся деятели СССР — ученые, писатели, военачальники и т.п.). Но в тоже время и простые советские граждане получили возможность воспользоваться невиданным доселе комфортом нового автомобиля — у «Победы» появилась модификация ГАЗ М-20А, которая предназначалась для таксомоторных парков.
Поездка на новом комфортабельном автомобиле стала относительно доступной каждому трудящемся человеку. Автомобили, предназначенные для службы в качестве такси, отличались двухцветной раскраской. К слову говоря, таксисты очень любили этот автомобиль за его прочность и надежность.
Кроме того, появляется еще одна модификация — ГАЗ М-20Б — кабриолет. Это было революционное новшество для страны, в которой автомобиль всегда был не роскошью, а средством передвижения! Правда, в новой модели складывалась только верхняя часть крыши, а брезентовый верх отрицательно сказался на скорости. Тем не менее, кабриолет «Победа» до сих пор является одним из самых редких экземпляров для коллекционеров автомобилей... Еще одной модификацией культового автомобиля явилась спортивная модель.
Автомобиль всегда шел в ногу со временем, и в эпоху освоения целины появляется новая уникальная модель — гибрид «Победы» и ГАЗ-69. Таким образом, в СССР появился первый комфортабельный внедорожник! Уже тогда, на зависть капиталистам, автомобиль «для деревни» был не хуже представительского. Председатель колхоза по разбитым проселочным дорогам мог теперь ездить с таким же комфортом, что и высшие советские военачальники в Москве.
Третья модернизация
Но конструкторы не останавливались на достигнутом, и в 1955 году была проведена еще одна, третья модернизация автомобиля. Тогда «Победа» изменилась очень серьезно. Возросла мощность, появился более совершенный карбюратор, водяной насос, новая система рулевого управления. Иным стало оформление панели приборов, появилось очень стильное рулевое колесо с кнопкой сигнала. Общественность поразила неслыханная до сих пор роскошь — радиоприемник в салоне автомобиля!
Новая модель «Победы» отличалась от предыдущих настолько, что ей присвоили новое наименование — ГАЗ-20В. Именно эта модель отличалась живучестью и до сих пор может стоять в гаражах внуков и правнуков счастливых обладателей этой машины в 50-е годы...
Получив признание на родине, «ГАЗ-М20» проложил путь на мировой рынок для советских машин. Автомобиль охотно покупали в скандинавских странах и ряде государств Западной Европы. С 1951 года производство модели было налажено в Польше. Поляки назвали автомобиль «Варшавой» и продолжали собирать его вплоть до 70-х годов. В СССР выпуск автомобиля «Победа» был прекращен в 1958 году, но до сих пор продолжается жизнь этой легендарной машины.
В разных городах существуют клубы любителей «Победы». Энтузиасты восстанавливают старые машины, и стоит сказать, что свежеокрашенная машина этой марки до сих пор смотрится очень стильно рядом с престижными иномарками, ничуть не проигрывая им в красоте и изяществе. Да и стоимость этого автомобиля, если он в отличном состоянии и обладает хорошими ходовыми характеристиками, равняется многим коллекционным моделям...
- 5351 просмотр