Писатель Морган Робертсон сочинил в 1898 году роман под названием "Крушение "Титана" или Тщетность". Апрельской ночью этот лайнер столкнулся с айсбергом. Спустя четырнадцать лет компания "Уайт Стар Лайн" построила лайнер, который назвали "Титаником"... 10 апреля 1912 года он отправился в свой первый рейс. На борту "Титаника" находился еще один предсказатель будущего, мультимиллионер Джон Астор-четвертый...
Клан Асторов
Основатель самого знаменитого клана Америки, Джон Астор-первый родился в 1763 году. В семнадцать лет с несколькими грошами в кармане он пешком покинул свой родной город в немецком графстве Баден,и отправивился в Англию. Из Старого Света Астор прибыл в обетованную для эмигрантов Америку. Свое состояние он сколотил на торговле пушниной, которую скупал у индейцев в факториях Аляски - можно себе только представить, какие приключения ему тогда пришлось пережить, и каким нужно обладать умом и изворотливостью, чтобы выжить среди индейцев и суровых покорителей Севера.
В 1808 году Астор создает знаменитую Американскую пушную компанию, которая на долгие годы становится монополистом в торговле мехами. Затем следуют спекуляции с недвижимостью, которые приумножают и без того значительное состояние миллионера.
О размерах денежного мешка Астора можно судить и по тому, что правительство США во время англо-американской войны 1812-1814 года просит у него ссуду. И Астор соглашается. Но предоставляет заем под необычайно высокий процент, и это приводит к тому, что его состояние становится просто баснословным. Интересно, что биографии всех Асторов вдохновляли писателей разных времен на отображение жизненных коллизий представителей этого удивительного семейства. Начало этому было положено еще в незапамятные времена. Американский писатель Вашингтон Ирвинг (1783-1859) написал восторженную книгу "Астория", в которой восхищался предприимчивостью и настойчивостью мехового короля.
К чести Асторов надо сказать, что значительную часть своего громадного состояния они тратили на благотворительность. Так, одна из достопримечательностей Нью-Йорка, публичная библиотека, была основана Джоном Астором-первым, а последующие поколения этой семьи дополняли и расширяли ее. Так же они приумножали и состояние, оставленное предприимчивым отцом-основателем богатейшего семейства Америки...
Наследник миллионов
Правнук основателя клана миллионеров, Джон Астор-четвертый родился 13 июля 1864 года. Детство его было вполне счастливым и, естественно, благополучным - состояние Асторов в те годы уже достигло астрономических сумм. Отпрыск знаменитого семейства закончил Гарвард и в 1888 году отправился путешествовать. Три года странствий по городам и весям, а затем Астор возвращается в Штаты, чтобы принять бразды управления семейными капиталами. Астор-четвертый в лучших традициях своей семьи приумножает капитал клана, занимаясь экспортом канадских мехов и являясь практически монополистом на меховом рынке Европы.
Но Астор, предприниматель, миллионер, капиталист, обладает при этом качествами, которые отличаюе его от остальных членов семьи. Он совершенно не похож на деда, которого один из современников назвал "изобретенной по собственному проекту машиной для производства денег". Занимаясь торговлей, Джон Астор-четвертый при этом успевает делать совершенно удивительные вещи. Во время испано-американской войны 1898 года Астор передал свою личную яхту "Нурмахал" для нужд американского правительства, а также полностью снарядил за свой счет батарею горной артиллерии.
А на досуге он занимался изобретательством. При его участии создавались такие полезные механизмы как турбовинтовой двигатель и пневматический дорожный трамбовщик, применяемый при прокладке дорог. Кроме того, он изобрел такую незаменимую и всем известную вещь как велосипедный тормоз - патент на имя Джона Астора-четвертого был оформлен в 1898 году.
Но самое удивительное то, что этот мультимиллионер еще и писал книги! Его фантастический роман "Путешествие в иные миры" появился на свет в 1894 году. Действие книги происходит в 2000 году. Смелое воображение отпрыска знаменитого клана сумело заглянуть на много лет вперед и увидеть там магнитную железную дорогу и электромобили, в действительности придуманные в XX веке. В этом романе по морям ходят суда на воздушной подушке, а в небе летают многочисленные махолеты... Предприниматель мечтал о том, что будет выровнена земная ось, и это приведет к более мягкому климату на всей земле. А еще Астор в этом романе грезил о полетах к Сатурну и Юпитеру...
Асторы в бегах
Но земная жизнь была далека от фантастических грез. В 1909 году Астор вдруг шокировал публику - он расторг брак с Авой Уиллинг, на которой был женат 18 лет и обвенчался с Мадлен Форс. 18-летняя девушка была на 28 лет моложе Астора, и являлась практически ровесницей его сына от первого брака. Общественность осудила этот шаг, и молодожены уехали в заграничное путешествие - подождать, пока улягутся страсти. Они решили вернуться в Нью-Йорк только тогда, когда Мадлен была уже на 5-ом месяце беременности. Были куплены билеты на новый лайнер, поражавший всех своей роскошью и красотой...
В апреле 1912 года Асторы и их слуги заняли две каюты первого класса на "Титанике". Это были самые дорогие каюты стоимостью в 4 000 долларов (по нынешним ценам 50 000 долларов). В таких номерах имелась даже личная прогулочная палуба. Так как на судне плыло довольно много богатых людей, то для них путешествие превратилось в соревнование - у кого самые красивые наряды или самые дорогие украшения.
Мадлен Астор блистала в нарядах от самых известных портных, а муж стремился удовлетворить ее малейшее желание, соря деньгами направо и налево. Так, очевидцы вспоминали, что Джону, например, ничего не стоило выбросить, не задумываясь, 800 долларов за кружевной жакет, который демонстрировал на палубе какой-то торговец во время стоянки "Титаника" в Квинстауне. В роскоши и в предвкушении долгой и счастливой жизни Асторы возвращались домой...
Слишком много льда
Говорят, что после рокового удара об айсберг Астор пытался шутить и сказал "Да, я заказывал лед, но это все-таки чересчур...". Вначале все пассажиры и сам мультимиллионер были уверены, что ничего страшного не произошло. Асторы какое-то время оставались в своей роскошной каюте. Но вскоре пассажиров первого класса попросили подняться на прогулочную палубу. По воспоминаниям спасшиххся, Джон долгое время считал, что находиться на палубе такого огромного "непотопляемого" судна гораздо безопаснее, чем в шлюпке.
Но время шло, положение становилось все более критическим, и Астор признал, что спасение возможно только на шлюпке. Он продолжал сохранять спокойствие, даже тогда, когда началась паника. Астор помог жене, ее горничной и сиделке забраться в шлюпку и поинтересовался у помощника капитана, может ли он присоединиться к ним ввиду "деликатного положения" миссис Астор. Тот ответил, что все мужчины должны оставаться на палубе, пока не сядут все женщины и дети. Астор попрощался с женой и остался с остальными мужчинами.
Спасшийся парикмахер Огаст Вейкман потом рассказал о последних минутах, проведенных на "Титанике" в обществе знаменитого миллионера - катастрофа сблизила тех, кто раньше стоял на разных социальных ступеньках. Прикмахер до смерти гордился тем, что на равных общался с сильным мира сего. "Я спросил его, не желает ли он обменяться со мной рукопожатием", - вспоминал Вейкман. "С удовольствием", - ответил Астор". Но, тем не менее, бесправный и бедный цирюльник спасся после величайшей катастрофы, а всесильному миллионеру его деньги не помогли...
Через неделю после гибели "Титаника" было обнаружено тело Джона Астора - с 2500 долларов в кармане. Эксперты считали, что погиб миллионер от обрушившейся дымоходной трубы "Титаника". Но в очерке Вашингтона Доджа, юриста из Сан-Франциско, было написано про Джона Астора и Арчи Батта, помощника Президента США: "Они пошли ко дну, стоя бок о бок на мостике лайнера. Это, несомненно, были они, я не мог обознаться". Так или иначе, но мечтатель с железной хваткой погиб...
Мадлен осталась жива. Когда она прибыла в Нью-Йорк, ее встречали на двух автомобилях, в которых находились два врача и квалифицированная медсестра. К счастью, ребенок не пострадал, и в августе 1912 года родила сына, назвав его Джон Астор-Пятый. Никогда и никому Мадлен не рассказывала об обстоятельствах ночи гибели "Титаника" и о своем прощании с мужем...
- 13097 просмотров